Анастасия святая
— в народных преданиях смешивается со св. Анастасией, действительно жившей и пострадавшей за веру во времена Диоклетиана. Анастасия же из народных легенд и апокрифов является только олицетворением воскресного дня, к чему повод подало греческое название воскресения Άναστάσιμος ήμέρα, которое употребляется наравне с другим названием, Κυριακή η ' μέρα, т. е. Господень день. Культ воскресения получил особенное развитие в апокрифических легендах и в их многочисленных отражениях в быте и представлениях народа. В данном случае развитие пошло даже дальше обыкновенного, оно выразилось в новых формах, которые указывают на явление самозарождения мифа: воскресение и некоторые другие дни недели не только явились вещими днями, но и олицетворились в живые мифические существа. Это произошло постепенно, но одинаково замечается в народных поверьях Западной и Восточной Европы. Так, напр., в "Слове св. отца Пахомия" и в некоторых сербских песнях дни эти являются в виде ангелов-странников. Олицетворение воскресения представляет или совсем отдельную, самостоятельную личность, как, напр., болгарская "Света Неделя", румынская "swinta maica Dumineca", или смешивается с другой святой личностью, как русская и западноевропейская Анастасия, или, наконец, в воображении народа сливается вместе с образом Богородицы. В некоторых также преданиях св. Анастасия является бабкой Христа вм. маловерной Саломеи. Обстоятельно это изложил А. Н. Веселовский: "Опыты по истории развития христианской легенды" ("Журнал Мин. нар. просв.", 1877, февраль).