Апокалипсисы апокрифические
- названные в древних литературных произведениях русской словесности "обавлениями", были довольно распространены, и некоторые из них не только перешли целиком в русскую литературу, но иногда создавались новые рассказы с новыми заглавиями, содержание которых заимствовалось от этих апокрифических "обавлений". В статье "Сборники XVII в. Соловецкого монастыря", перечисляющей отреченные книги, упоминаются следующие "обавления": "Ильино обавление", "Петрово обавление", "Софониино обавление". К ним Тихонравов присовокупляет еще: "Захариино обавление". Кроме этих, известен еще апокалипсис Моисея, напечатанный у Тишендорфа в "Apocalypses apocryphae" (Lipsiae, 1866), который в славянской переделке известен в двух редакциях, под различными заглавиями: одна редакция носит название "Слово об Адаме", а другая - "Об исповедании Еввине". Различные заглавия произошли оттого, что в Апокалипсисе Моисея сперва Адам рассказывает о жизни райской, а потом приказывает Евве продолжать рассказ. Сказание о Адаме в других редакциях издано г. Тихонравовым в "Памятниках отреченной русской литературы" с присоединением к ним третьего сказания, но уже сложенного по Никодимову Евангелию. Тут же мы находим "Слово о исповедании Еввине" и "О болезни Адамове". Апокалипсис апостола Павла, изданный Тишендорфом, послужил первообразом для одного из славяно-русских апокрифов, известного п. з. "Слово о видении св. апостола Павла" или "Хождение апостола Павла по мукам". Предметом этого апокрифа служит то, что вся природа живет по закону Божию, - один только человек ведет грешную жизнь; поэтому природа и ангелы жалуются Богу на людей. Во второй части апокрифа ангел Господень показывает апостолу Павлу место праведных и затем ад. Апокриф издан Тихонравовым в "Памятниках отреченной русской литературы" (СПб., М., 1873). Апокалипсис лицевой, снабженный картинками, где события изображены в лицах, - апокрифическая книга, очень уважаемая раскольниками.