Апология аугсбургского вероисповедания
- название символической лютеранской книги, составленной Меланхтоном. Ему было поручено написать возражение католическим богословам, провозглашавшим на имперском сейме в Аугсбурге, 3 авг. 1530 г., опровержение аугсбургского вероисповедания (см. это сл.). Протестантам отказали в копии с опровержения, и Меланхтон для своего первого сочинения воспользовался замечаниями Камерария и других богословов, слышанных им на сейме. - 22 сент. 1530 г. имперский сейм определил представить при удобном случае сочинение императору, но это не удалось - оно не было принято. Когда же 19 нояб. вышло строгое постановление импер. сейма об опровержении протестантского вероисповедания и угрозы о принятии строгих мер за противоборство Вормсскому эдикту 1529 г., Меланхтон добыл копию с католического опровержения и по ней приступил к основательной переделке своего сочинения в защиту протестантов (от нояб. 1530 г. до половины апр. 1531 г.). Он назвал его "Apologie der Konfession", но на переговорах в Швейнфурте 11 апр. 1532 г. католики требовали, чтобы по некоторым указаниям оно было названо "Assertion" и т. д. Сочинение появилось в половине апр. 1531 г. на латинском языке, в октябре того же года переведено на немец. язык Юстом Ионой и исправлено Меланхтоном. Позднейшие издания - второе латинское 1531 г. (in 8°) и немецкое 1533 года - тоже им пересмотрены. В латинской книге догматов с 1584 г. постоянно повторяется первое латинское издание (in 4°). В "Апологии" трактуется об основах аугсбургского вероисповедания в совокупности с известными учениями в 14 главах: о первородном грехе, об искуплении, о любви и исполнении заповедей, о церкви, о раскаянии, об исповеди и ее удовлетворении, о таинствах и их употреблении, о церковных постановлениях, о почитании святых, о двойном естестве во св. причащении, о браке духовенства, о церковной службе, о монашеском обете и о церковной власти. Изъяснения спорных вопросов проникнуты ясностью, глубиной и умеренностью, но по общему направлению "Апология" носит более характер научного изложения, нежели публичной защиты. Развитие учения "Апологии" и аугсбургского вероисповедания относятся к тому периоду немецкого протестантизма, когда лютеране и меланхтониты еще не разошлись, хотя строгие лютеране находили многие обороты и выражения в приемах Меланхтона предосудительными. Ср. Плитта, "Die Apologie der Augustana geschichtlich erkl ä rt" (Эрланген, 1873).