Аристоксен
- один из лучших учеников Аристотеля, жил в Афинах около 350 до Р. Х. Из его многочисленных философских сочинений, напр. "О законах воспитания" и "Жизнеописания знаменитейших философов", сохранились лишь небольшие отрывки, приводимые другими писателями (собраны К. Мюллером в его "Fragmenta historicorum graecorum" т. 2, Париж, 1848). Вместе с тем А. был одним из древнейших греч. писателей по музыке. Из сочинений последнего рода уцелели его "Άρμονικα στοιχειά " (" Основы музыки "), в трех книгах, правда, с пробелами и в искаженном виде. Они изданы Мёрзиусом (Лейден, 1646), а вместе с латинским переводом - Мейбомсом в его "Antiquae musicae scriptores" (2 изд., 2 т. Амстерд., 1652) и критически разобраны Маркардом (с немецким переводом, Берлин, 1869). Отрывки одного сочинения А. о музыкальном ритме, изданные первоначально Морелли вместе с речью Аристида (Венеция, 1785), были критически переработаны Фейснером (Ганау, 1848) и Бартельсом (Бреславль, 1854). Возвращаясь к учению пифагорейцев, А. называет душу гармонией и учит, что как музыкальная гармония есть комбинация различных тонов, так и душа есть сочетание отдельных составных частей тела. В своей музыкальной теории он кладет в основу музыки не начало числа, подобно Пифагору, а единственно свидетельство слуха, другими словами, он перенес музыку из области физики в область эстетики.