[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Гуно

(Charles Gounod) — самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г. кантатою "Fernand". В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в его симфонической и камерной музыке много вдохновенных страниц; но среди массы его произведений следует отметить три, в которых дарование его наиболее сконцентрировалось: оперы "Фауст" и "Ромео и Джульетта" и духовная кантата "Gallia". Главная сторона дарования Г. — лиризм, самобытная мелодическая и гармоническая красота, задушевность. С внешней стороны в своих сочинениях Г. является тоже большим мастером: стройные формы, красивая, всегда звучная тщательная и своеобразная оркестровка. Тщательность отделки особенно проявляется в "Фаусте". Музыка Г. в этой опере непрерывно певуча и красива. Хотя в "Ромео и Джульетте" встречаются прекрасные места, но в целом эта опера уступает "Фаусту" вследствие некоторых номеров, не лишенных общих мест. Г. — певец любви: как в "Фаусте", так и в "Ромео" он в любовном элементе доходит до истинно художественной высоты. В местах сильно драматических он хотя и выразителен, но не достигает захватывающей силы. В его мессах и других духовных произведениях чувствуется большая искренность и возвышенность стиля, особенно в кантате "Gallia", написанной под влиянием тяжелой для Франции годины франко-прусской войны. Г. нигде не выступает ярым новатором, но его музыка тем не менее дышит новизной, свежестью. Он выражается своеобразно потому, что иначе не может выражаться, а не потому, чтобы он непременно хотел оригинальничать. Хотя оперы "Сафо", "La Nonne sanglante", "Le médecin malgré lui" (написанные в период 1851-1858 г.) особенного успеха не имели, но в каждой из них были признаки дарования, от которого можно было ожидать многого в будущем. В 1859 г. появление "Фауста" поставило Г. в ряд крупнейших современных композиторов. Успех этой оперы с каждым годом так возрастал, что неудача последующих опер ("Philimon et Baucis", "La reine de Saba", "Mireille") не могли уже повредить репутации Г. В 1867 г. появление "Ромео и Джульетты" опять дало Г. блестящий успех. Во время пребывания в Лондоне (1870-71) Г. написал "Gallia", а затем были поставлены в Париже его оперы "Polyeucte" и "Cinq-Mars", с посредственным успехом. Кроме вышеупомянутых опер, Г. принадлежит "Georges Dandin". В СПб. из опер Г. шли: "Доктор поневоле" (в Малом театре), "Фауст", "Филемон и Бавкида", "Мирейль", "Ромео и Джульетта", "Сен-Марс" (на сцене Имп. оперы). Ср. Jules Claretie, "Charles G." (Пар., 1875); Georgina Weldon, "Autobiographie de Ch. G." (Л., 1875); Arthur Pougin, "Charles G." (П., 1877).

Н. Соловьев.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]