[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Дюрер

(Альбрехт D ü rer) — знаменитый немецкий живописец и гравер, сын золотых дел мастера; родился в Нюрнберге 21 мая 1471 г. До 15-летнего возраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступил учеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого и занимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первую поездку Д. добрался, между прочим, и в Венецию, как то потверждается его рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на него итальянских мастеров. Возвратившись через четыре 4 г. на родину, Д. женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий и ремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь в постоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружеских отношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографом Кобургером, он получал достаточно умственной пищи, чтобы переработывать ее в те духовные, полные глубокого содержания образы, которые мы встречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени. Он открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и, пользуясь отчасти помощью учеников, исполнил здесь значительное количество алтарных образов, каковы напр.: "Оплакивание Христа" (1500, в мюнх. Пинакотеке), триптих для Виттенберга (1501, в Дрездене), "Распятие" (1502), Паумгертнеровский алтарный образ (в мюнх. Пинакотеке) и др. В то же время он написал портреты: свой собственный (1498, в Мадриде), Тухерна (1499, в Касселе), Осв. Крелля (в мюнх. Пинакотеке) и др. После вторичного путешествия в Италию, не произведшего большой перемены в уже окрепших германских идеалах и вкусе молодого художника, наступили для Д. годы, наиболее богатые творчеством. К этому времени относятся его лучшие живописные произведения: "Адам и Ева", отличающееся свободою, живостью и пластичностью; "Мученическая кончина 10000" (1508, в Вене); Геллеровская алтарная икона (1509, Франкф. на М.), хотя и сильно пострадавшая от времени, но сохранившая печать строгой обдуманности, естественной простоты и драматизма. Образ всех святых (1511, в Вене), отлично сохранившийся и замечательный глубокомысленным и прочувствованным исполнением отдельных фигур и общим своим впечатлением и гармоничным колоритом, выдержанным в нежном золотистом свете; Мадонна с лилией (в Праге) и Мадонна с разрезанной грушей (в Вене). Д. собрал в одно издание свои гравюры и опытами новых приемов гравирования произвел коренной переворот в этой отрасли искусства. В 151 2 г. он работал для императора Максимилиана, который заставил гор. Нюрнберг платить художнику с 1515 г. по 100 гульд. в год, а в 1518 г. послал его на рейхстаг в Аугсбург. Путешествие Д. по Нидерландам в 1521 — 1522 гг. было для него непрерывным рядом торжеств; везде, где он ни останавливался, его ожидали почести и предложения остаться в этом месте на продолжительный срок. Оно дало новый толчок его деятельности как живописца. Находящиеся в мюнхенской пинакотеке и первоначально подаренные им своему родному городу т. наз. "Четыре Апостола", написанные на двух узких и высоких досках, могут быть причислены к лучшим работам, вышедшим в 1526 г. из-под его кисти. В них выказал он все свое теоретическое знание и все уменье, приобретенное долгими годами. По старинному преданию, кроме задачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу, представив характеристические особенности четырех темпераментов (картина известна также под этим именем). Из портретов Д. сверх поименованных выше назовем: императора Максимилиана (1519, в Вене), М. Вольгемута (1516, в Мюнхене), Ганса Имгофа (1523, в Мадриде), Клебергера, Муффеля, Гольцшуера, Фуггера и др. По возвращении своем на родину художник неутомимо работал до самой смерти, которая произошла в Антверпене 6-го апреля 1528 г. Все богатство творческой фантазии и обилие мысли Дюрера открывается нам в его рисунках и гравюрах. Первые, начиная с легких набросков карандашом и пером и кончая тщательно исполненными акварелями, имеются в берлинском музее (напр. "Мельница"), в Вене ("Костюмы" и "Страсти Господни"), Лондоне, Мюнхене ("Молитвенник импер. Максимилиана"), Брауншвейге, Бремене и др. местах. Значение Д. в искусстве гравирования — громадно. Он внес в технику гравюры на дереве, ограничивавшейся до него почти одним очерком, который потом подвергался раскраске, новые приемы, давшие возможность получать оттиски, не нуждающиеся в иллюминовке. Главнейшие из его гравюр на дереве: "Апокалипсис" (1498, 16 листов), большие "Страсти Господни" (1500 — 1510, 12 лист.), "Житие Богоматери " (1504— 1505, 20 л.), малые "Страсти Господни" (1509 — 1510, 37 л.), "Триумфальные ворота импер. Максимилиана" (1515, огромный лист величиною около 3 м в квадрате, печатанный с 92 отдельных досок); между отдельными листами: "Св. Троица" (1511), "Купанье мужчин" и др. Гравюры Д. на меди, точно так же, как и ксилографические, отличаются разнообразием и глубиною мысли, светлым, ясным настроением, отражением всестороннего таланта и неиссякаемостью фантазии. Соединяя в своих произведениях приемы гравирования грабштихелем и иглою, он довел их технику до высокой степени совершенства, и мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работы затмили все, созданное в этом роде до его появления. До нас дошло больше 100 его гравюр на меди. Назовем некоторые, лучшие из их числа: "Богоматерь" (1511 и 1513), "Б. с грушей", "Б. с Младенцем", "Меланхолия" (1514), "Рыцарь, смерть и дьявол" (1518), портреты: кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого, Вилибальда Пиркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Д. оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик. Его "Underwegsung der messung, mit zirckel und richtscheydt, in Linien ebnen und gantzen corpore" (Нюрнб. 1525) дает прекрасные наставления по перспективе. "Von der menschlicher Proporti o n еtс." (Нюрнб. 1528), сочинение по фортификации и многие другие сочинения, оставшиеся в рукописях, имели в свое время большое значение. В своих трактатах о живописи Д. старается свести рисунок к известным математическим принципам. Значение Д. не ограничивается, однако, художественною областью. Его гуманная, строго нравственная личность, его детская наивность, высокое благородство его идеалов, не только отражающиеся во всем им созданном, но и подтверждаемые свидетельством его знаменитых друзей и современников Пиркгеймера, Меланхтона и Камерария, столь сильно влияли облагораживающим и воспитывающим образом на человечество, что Д. можно причислить к крупнейшим личностям, способствовавшим прогрессу и носившим в себе высокие культурные идеалы. Heller, "Das Lebe n u. die Werke A. D-s" (Лпц. 1831), F. Campe, "Reliquien von D." (Нюрнб. 1828); von Eye, "Leben u. Wirken A. D-s" (Нёрдл. 1860); A. v. Lahn, "D's Kunstlehre n. sein Verh ä ltniss zu Renaissance" (Лпц. 1866), Thausing, "D., Geschichte seines Lebens u. seiner Kunst" (Лпц. 1876); Ephrussi, "Albert D. et ses dessins" (Пар. 1882); A. Leitschuh, "D-s Tagebuch der Reise in die Niederlande" (Лпц. 1883); Kaufmann, "A. D." (Фрейбург in. Bv. 1887); Burckhardt, "A. D's Aufenthalt in Basel" (Мюнх. и Лпц. 1892); Springer, " A. D." (Берл. 1892).

А. Н — в.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]