[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Кондильяк

(Этьен-Боннот, де Condillac) — aббaт, французский философ, род. в Гренобле в 1715 г.; его брат — известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 г. сделался членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Пармского. Умер в 1780 г.

К. имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений К. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: "Essai sur l'Origine des Connaissances humaines" (1746 г.); "Trait é des Systèmes" (1749); "Traité des Sensations" (1754) и "Trait é des animaux " (1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его "La langue des Calculs" издана после его смерти. Слава К. основана, главным образом, на его "Trait é des Sensations", ибо в первых двух сочинениях мало оригинального, они находятся почти целиком под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило К. внести существенные изменения в теорию познания Локка. "Trait é des Sensation s" имеет несомненное психологическое значение; в психологии К. является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в К. признать своего родоначальника.

Локк, по мнению К., ошибается, допуская двоякий источник познания — чувства (sensations) и рефлексию; рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. К., таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. К. полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, т. е. строит факты. Ощущения К. делит на две группы: с одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга К. перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире К. выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни, но нет никакого сомнения, что оно должно считаться окончательно осужденным. В самых элементарных процессах души заметно сознательное мышление, без которого невозможно никакое ощущение; в ощущении, таким образом, можно найти то, что Локк называл рефлексией, но объяснить ее из ощущения никоим образом нельзя.

Французы причисляют К. к числу классических писателей; чтение трех книг его "Trait é des Sensations" входит у них в состав элементарного философского преподавания. Кажущаяся ясность основной мысли К. может, действительно, служить побуждением к развитию самостоятельного мышления.

Ср. L é on Dewaule, "Condillac et la psychologie anglaise contemporaine" (П., 1892).

Э. P.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]