[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Кооманс

(Пьер-Оливье-Жозеф Coomans, 1816—90) — бельгийский живописец, ученик сперва Гасселара, в Генте, а потом Н. де-Кейзера и Вапперса, в Антверпене. Успешно выступив перед публикой с картинами: "Взятие Иерусалима крестоносцами", в 1841 г., и "Битва при Аскалоне", в 1842 г., он отправился с французскими войсками в Алжир, пробыл там несколько лет и привез оттуда свои работы: "Всемирный потоп", "Вид в Константинопольской провинции", "Переселение арабского племени", "Пляшущие арабки" и пр. В 1848 г. большое впечатление произвела его картина: "Аттила в битве при Шалоне-на-Марне", замечательная прекрасной композицией и сильным колоритом (нах. в брюссельской ратуше). Затем К. совершил продолжительное путешествие в Италию, Турцию, Грецию и Крым и написал в 1855 г. "Битву при Альме" и в 1856 г. "Праздник у филистимлян в честь бога Дагона" — картину, хотя и лишенную библейского характера, однако, мастерскую по письму материй и роскошному изображению нагого тела. Резкую перемену в направлении К. произвела его поездка, в 1857 г., в Италию, где, при посещении развалин Помпеи и неаполитанского музея, он до такой степени проникся духом помпейской живописи, что с той поры стал изображать исключительно сцены античной жизни в надлежащей архитектурной и бытовой обстановке. Из многочисленных картин его в этом роде, написанных преимущественно в Париже, особенно известны: "Последний день счастья в Помпее" (1863), "Осужденный преступник", "Первый шаг", "Глицера", "Помпейская сцена", "Римская красавица", "Кольцо" и нек. др.

А. С — в.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]