Патриции
(Patricii) — В Риме слово П. имело в разные эпохи различное значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие отца, т. e. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только cives optimo jure, т. e. не клиенты и не плебеи, то под П. подразумевались полноправные, свободнорожденные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Tities и Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья представителей семейств, патриции относятся к patres точно так же, как dediticii, т. e. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti, т. e. к самим покоренным. Таков взгляд Моммзена. По мнению Беккера, Чивеглера, Ланге, Клазона, patricii — то же самое, что patres. Виллемс в П. видит свободнорожденных (ingenue, потомков ста сенаторов Ромула, и предполагает, что в ту эпоху представителей родов было сто. Несомненно, во всяком случае, что П. в эпоху царей обладали полным комплексом прав, как частных (jus connubii, commercii, gentilitatis, patronatus), так и общих (jus suffragi, honorum, sacrorum, auspiciorum, sacerdotiorum, occupandi agrum publicum), и исполняли все функции общественной жизни, религиозные и гражданские. Органом их власти были куриатные комиции. Некоторые ученые (Беккер, Нибур, Ланге) утверждают, что эти комиции были исключительно патрицийские; Моммзен, Зольтау и Виллемс доказывают, что в них участвовали и плебеи, хотя последним принадлежало одно лишь право — jus suffragii. Сенат состоял из одних П. Магистратуры, с которыми были тесно связаны религиозные права, также принадлежали одним П. Звание П. приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Отсюда различие между чисто римскими патрицийскими родами — Ramnes, Tities, Luceres primi — и натурализованными — Ramnes, Tities, Lucer es secundi; первые назывались gentes majores, вторые — gentes minores (Ланге, согласно древнему преданию, считает gentes minores за плебейские роды, присоединенные при Тарквинии Приске к числу патрицийских). К числу majores gentes принадлежали, между прочим, Эмилии, Корнелии, Фабии, Манлии, Валерии и др. Образование новых патрицийских родов имело место лишь в период родовой общины, т. e. в дореспубликанскую эпоху; во время республики не было создано ни одного нового патрицийского рода. В период республики, с размножением бесправной массы плебеев, государственно-правовой монополии патрициев был положен конец: путем долгой и упорной борьбы плебеи добились равноправности с П. и низвели их сословие на степень родовой аристократии, сохранившей за собой лишь некоторые магистратуры (Rex sacrorum, Flamines majores, Salii, Arvales, Titii, Fetiales, Interrex) и право избирать из своей среды princeps senatus. Созданные за этот период новые государственные органы, несмотря на стремление П. управлять ходом государственной жизни, стали доступны после долгой борьбы и плебеям. Полное уравнение в гражданских и административных правах произошло около 300 г. Поражение патрициата объясняется, между прочим, вымиранием многих патрицийских родов и замкнутостью сословия. До 300 г. не было ни одного случая усыновления патрицием плебея; затем до эпохи Суллы хотя такие факты и встречались, но очень редко. В результате число патрицианских родов к концу республики свелось к 14, с тридцатью фамилиями (имена приведены у Моммзена в его "R ömis che Forschungen", I т., 1864, стр. 122). Несмотря на уменьшение политических преимуществ, П. до конца республики сохранили гордость чистокровного происхождения от отдаленных предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков после Р. Х., желая поднять сословие П., свободно принимали в его состав новые роды и новых членов. О П. после Константина Великого см. Патрициат.
Литература. Mommsen, "Rö misches Staatsrecht"; его же, "R ö mische Forschungen" (1864, I т., ст. "Die R ömischen Patriciergeschlech ter" и "Der Patriziersenat der Republik"); Виллемс, "Римское государственное право"; Willems, "Le s énat de la Ré publique romaine" (1878—83, Лувен); Lange, "R ömische Altertü mer"; Lange, "De patrum auctoritate" (1877, Лейпциг); Mispoulet, "Les institutions politiques des Romains" (1882); Reuter, "De patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione" (1849, Вюрцбург); Christensen, "Die urspr ü ngliche Bedeutung d. Patricii" (1876, Гузум); B ü dinger, "Cicero und der Patriciat" (1881, Вена); Азаревич, "П. и плебеи в Риме" (СПб., 1875).
Н. О.