[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Рескин

(John Ruskin) — знаменитый английский историк искусства, моралист и общественный деятель; род. в 1819 г.; в молодости много путешествовал и долго жил в Швейцарии и Италии. Дебютировал книгой в защиту непризнанного пейзажиста Тернера, составившей первый том большого труда: "Modern Painters" (1843). Остальные 4 тома (весь труд закончен в 1860 г.), чисто теоретического характера, заключают в себе оригинальное эстетическое учение, приводящее в систему художественные принципы целой школы живописцев-прерафаэлитов (см.). Теоретиком прерафаэлитизма Р. выступил также в трех письмах в "Times" ("Three letters on Praer.", 1851), в "Three colours of Praer." ("XIX Century", 1857) и др. статьях. Р. более всех способствовал развитию прерафаэлитизма в английском искусстве и жизни. Большое значение имели также труды Р. по истории итальянской живописи и архитектуры: "Seven lamps of architecture" (1849), "Stones of Venice" (1851—53), "Giotto a. his works" (1854), "Lectures on art", "Art of England", "Ariadne Florentina", "Mornings in Florence", "Deucalion", "St. Mark's Rest" и многие др.

И практически Р. содействовал развитию в Англии интереса к искусству, проповедуя важное значение красоты в жизни. Больше половины своей жизни Р. провел в Оксфорде, где занимал кафедру истории искусства и основал на собственные средства рисовальную школу с драгоценнейшими коллекциями древних и новых рисунков. Стремясь к облагораживанию элементом красоты всего ремесленного производства страны, Р. способствовал возрождению кустарных промыслов, например ручной пряжи (им введено в употребление дорого оплачиваемое полотно ручной работы — Ruskin's line n), содействовал основанию Working Men College и сам заведовал художественным образованием рабочих, приучая их к сознательному труду, в противоположность механическому, фабричному.

Популярными чтениями об искусстве Р. внушил стремление к красоте в домашнем обиходе, поднял эстетический вкус среднего класса и вызвал к жизни художественно-практические начинания Мориса (см.) и др. Деятельность Р., как практического эстетика, связана с его проповедью экономических и общественных преобразований. Из многочисленных теоретических трудов Р. по этим вопросам самые замечательные: "Fors Clavigera", "Munera Pulveris", "Ethics of the Dust", "Aratra Penthelici", "The Pleasures of England". Он нападает на алчность и меркантильность английского общества и проповедует свободный, облагороженный труд, в котором участвуют все духовные силы человека, а не только его руки. Во всяком проявлении личной и общественной жизни Р. требует служения Богу и сохранения человеческого достоинства. Экономические идеалы он неразрывно связывает с этическими. Этот взгляд Рескина на экономическую и общественную жизнь, также как и на искусство, вытекает из религиозно-этического миросозерцания Р. Он считает, что назначение человека на земле — быть свидетелем величия Бога и способствовать проявлению этого величия разумным повиновением, ведущим к счастью и благоденствию. В искусстве он видит откровение и, согласно с этим религиозным взглядом, трактует о том, какие ощущения и чувства в человеке святы и должны быть предметом исключительного культа художника. Слово "эстетика", основанное на ощущениях, как на источнике понимания красоты, Р. заменяет словом "теория", доказывая, что понимание красоты исходит не из чувственных или интеллектуальных, а из нравственных ощущений. Он делит ощущения на более или менее достойные, смотря по тому, прошли ли они через критику разума, или нет. В последнем случае они ближе к животному, инстинктивному удовольствию и не подходят под понятие об эстетике. Если удовольствие санкционировано разумом не как нечто удобное в жизни, а как высшее, стоящее вне жизни, вызывающее восторг без отношения к человеку, то такое высокое чувство Р. называет "теоретическим", разумным пониманием прекрасного, как дара Божия, возвышающего человека над утилитарным взглядом на жизнь. Полезность Р. исключает из искусства. Чувство прекрасного, т. е. вкус, Р. называет "нормальным" влечением к тому, что наиболее отражает Бога. Достигается это нормальное влечение при помощи идеи о Боге, более или менее выраженной в проявлениях прекрасного. Развитие чувства прекрасного, по Р., состоит в подавлении инстинкта и признании, путем разума, лишь той красоты, которая отражает Бога. На природу Р. тоже смотрит как на отражение Божества. Он восстает, поэтому, против выбора подробностей в изображении природы художником. Он требует благоговейного изучения природы и самого точного воспроизведения всего видимого. Он дает точнейшие описания красоты гор, облаков, растительности, и требует от художника строжайшего следования природе в малейших подробностях ландшафтной живописи. Его строгий реализм в искусстве вытекает из религиозно-мистического отношения к природе. Призыв к изучению природы — самая плодотворная сторона эстетического учения Р. Его призывы к красивой жизни имели глубокое влияние, благодаря художественному дарованию Р., признанного одним из величайших стилистов XIX в. Как писатель и мыслитель, Р. — продолжатель своего учителя, Карлейля; но он более ясен и практичен и поэтому имел большее влияние на своих соотечественников. Популярность Р. весьма велика; хотя в последние годы он почти замолк и живет в уединении, его 80-летний юбилей (1899 г.) празднуется всей Англией как национальное торжество. Количество трудов Р. чрезвычайно велико.

См. автобиографические сведения в "Praeterita" и др.; Waldstein, "The Work of J. R." (1894); Rob. de la Sizeranne, "R. et la religion de la beauté " (пространный библиографический список). Русские переводы Р. — в "Вестнике Иностранной Литературы" 1898 и 1899 гг., перевод книги Сизеранна о Р. — в "Мире Божьем", 1899 г. См. Л. Никифоров, "Д. Рескин".

З. Венгерова.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]