[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Уистлер

(Джеймс Аббот Мак-Нейль Whistler) — английский живописец и гравер, родом североамериканец ирландского происхождения, род. в Балтиморе, в 1834 г., но провел свое детство в России, где его отец, инженер, служил при постройке Николаевской жел. дороги; по смерти отца он возвратился в Америку, готовился в военную службу, но влечение к искусству побудило его отказаться от военной карьеры. С целью довершить полученное еще на родине художественное образование, он приехал в 1855 г. в Англию, вскоре после того перебрался в Париж и стал изучать живопись в мастерской Глейра. Здесь явилась в свет первая серия его офортов, под заглавием: "The title french set" (1858). Как живописец, он сперва не имел успеха у парижской публики, и его картины не удостаивались принятия в тамошние ежегодные салоны. Это заставило его, в 1874 г., переселиться в Лондон и сделать там выставку своих произведений, которые сразу обратили на него общее внимание, как на художника весьма талантливого и крайне оригинального. У. живет и трудится в Лондоне. Он пишет портреты, отчасти жанры, пейзажи и морские виды — картины преимущественно небольшого размера, которые называет "нотами", "аранжементами тех или других тонов", "симфониями", "ноктюрнами". Такие названия вполне идут к его произведениям, потому что они, главным образом, задаются в них, так сказать, музыкою красок, а именно: он сопоставляет какие-либо 2 — много 3 — господствующих колера, напр. белый и черный, голубой и серебристо-серый, зеленый и телесный и т. д., играет их нюансами и создает эффектное, гармоничное целое, не столько передающее действительность, сколько вызывающее в зрителе поэтическое настроение. Сюжет, обыкновенно несложный, и рисунок, вообще исправный, но неразработанный в подробности, играют в этих произведениях роль, подчиненную их колористическому впечатлению. Своеобразность и талантливость У. приобрели ему множество поклонников как в Англии, так и на континенте. Из картин его пользуются известностью в особенности: портреты леди Арчибальд Кемпбелль (1863), матери его самого (1874), историка Карлейля (1873), "Белой дамы" (1863) и скрипача Саразате (1885), виды "Вестминстерского моста ночью" (1863) и "Старого Баттерзейского моста в Лондоне, "Фейерверк", "Морской ноктюрн" и некоторые другие. Не менее чем картинами, У. известен своими рисунками для книжных заставок, виньеток для пригласительных билетов и проч., а также мастерскими гравюрами; последних насчитывается до 214, сверх вошедших в четыре сборника: в вышеупомянутый "The little french cet", в "The Tames set" (1871) и в два выпуска "Venice" (1880 и 1887).

А. С — в.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]