[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Шахрух

— сын и преемник Тимура (см.); род. в Самарканде в 1377 г., царствовал с 1405 г., умер в 1447 г. Подобно другим сыновьям и внукам Тимура, Ш. принимал участие в походах отца и иногда заменял его в Самарканде; с 1397 г. он был правителем Хорасана. Не видно, чтобы Тимур оказывал ему предпочтение перед другими сыновьями. В 1392 г. около места впадения Ангрена в Сыр-Дарью был основан город, получивший имя Ш. (Шахрухия). О военных подвигах Ш. нет достоверных известий; рассказ официальной истории, будто Ш. в битве при Ширазе (1393) убил предводителя врагов Мансура и принес его голову Тимуру, не подтверждается более ранними известиями и прямо опровергается словами самого Ш., приводимыми историком Абд-ар-Реззаком. Из четырех сыновей Тимура пережили отца только душевнобольной Мираншах и Ш.; Тимур назначил своим преемником своего внука Пир-Мохаммеда, который, после Мираншаха, был старшим в роду по годам (род. в 1376 г.). Другим претендентом выступил сын Мираншаха Халиль-Султан, который овладел Самаркандом и господствовал в Мавераннехре до 1 4 09 г., хотя еще в 1405 г. признал над собой верховную власть Ш. Пир-Мухаммед был убит в 1407 г., и Ш. сделался опекуном его малолетних сыновей. В 1409 г. Ш. завоевал Мавераннехр и назначил правителем этой области своего старшего сына Улуг-Бека; в 1413 г. он восстановил свою власть в Хорезме (см. Хивинское ханство), захваченном после смерти Тимура золотоордынскими ханами. До 1418 г. продолжалась борьба с мятежными Тимуридами (см.); их уделы большей частью перешли к сыновьям Ш. Шахрух лично предпринимал несколько походов для восстановления своей власти в Адербейджане, отпавшем после смерти Тимура; только в 1436 г. владетель этой области Джеханшах (см. Персия, история) признал себя вассалом Ш. Мавераннехр при Ш. подвергался набегам узбеков с северо-запада и монголов с северо-востока, вследствие чего Улуг-Бек в 1425 году предпринял поход в глубь Семиречья и Восточного Туркестана. Еще раньше, в 1416 г., к государству Ш. был присоединен Кашгар, в то же царствование перешедший к монголам. Несмотря на частые походы, Ш., по-видимому, не отличался ни воинскими доблестями, ни завоевательными стремлениями; при нем упоминаются только мирные посольства в отдаленные страны, бывшие предметом военных предприятий его отца: в Китай, Индию, в государства египетских и османских султанов. Пребыванию послов Ш. в Китае (1420-22) и Индии (1441-44) мы обязаны любопытными сведениями о быте этих стран в XV в. Даже грубое оскорбление послов Ш. в Египте (1436) не имело последствием военных действий; Ш. требовал, чтобы египетский султан признал себя его вассалом и, в качестве самого могущественного мусульманского владетеля, хотел присвоить себе принадлежавшее египетским (как впоследствии османским) султанам право присылать ткань для покрытия Каабы. Ему удалось без войны осуществить свои притязания в 1443 г. Главные заботы Ш. были обращены на благосостояние его обширного государства, простиравшегося от Кашгара до западных границ Персии и от Аральского моря до Индийского океана; столицей при нем был Герат. В 1410 г. был восстановлен Мерв, в 141 5 г. — стены и цитадель Герата. Лучшие постройки в Герате, Мешхеде и Самарканде связаны с именами Ш., его жены Гаухер-Шад и его сына Улуг-Бека. Заботы Ш. не имели прочных результатов; в некоторых областях, как в Сеистане, благосостояние не могло быть восстановлено вследствие постоянных возмущений; Хорасан в 1435 г. был постигнут моровой язвой, от которой будто бы погибло до миллиона людей; кроме того, тотчас после смерти Ш. возобновилось смутное время. Более прочные последствия имела деятельность Шахруха, как покровителя науки и литературы. Историческая литература при нем получила большое развитие, вследствие чего источники для истории его царствования довольно многочисленны; они большей частью остаются неизданными. Кроме того, собирались и переписывались сочинения прежних историков и поэтов; без забот Ш. и его сотрудников наши сведения как об его времени, так и о более ранних эпохах были бы гораздо более скудными. Как человек и государь, Ш. был более последовательным и искренним приверженцем ислама, чем его отец, не допускал и для себя запрещенных религией удовольствий, отменил несогласный с правилами ислама церемониал и не окружал себя стражей, вследствие чего было совершено покушение на его жизнь в мечети (21 февраля 1427 г.). Официально при Ш. признавался только авторитет религиозного законодательства, шариата (см. Право мусульман); законы Чингисхана (см.) считались отмененными, хотя, вероятно, продолжали соблюдаться за неимением других, особенно в военном деле. Останки Ш. были перевезены при Улуг-Беке в Самарканд и погребены в мавзолее Тимура, где и до сих пор находится гробница Ш. Из семи сыновей Ш. пережил отца только Улуг-Бек.

В. Бартольд.

[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]