[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 10
Слово к Богу из глубин сердца
1
Поелику исступленное покаяние,
Как и
необузданное грешение,
Равно к погибели ведут,
То хотя разнородны они и
несхожи между собой,
Однако, сопоставляя суть каждого из них друг с
другом,
[Видишь], что оба они порождают отчаяние,
Ибо при первом
сомневаешься в силе длани всемогущего,
При втором же, уподобившись неразумной
скотине четвероногой,
Обрываешь нить надежды [на обращение].
Посему,
неизменно потворствуя первому,
Радуется всегда сатана,
Вторым же, как
пищей кровавой,
Утучняется он, словно зверь прожорливый с утробой
адской.
2
И вот, как [человек], побитый многонаказующей
палицей
И дошедший до брега смерти,
Я, обретя вновь слабое дыхание и
оживившись душой,
Утешился, набрался сил,
Восстал из бездны неотвратимой
гибели,
Вспомоществуемый дланью милосердного ко всем Христа,
Дабы получить
мне, грешному, порочному и мертвому,
Плоды спасения и исцеления
От
благодетельного Отца Небесного.
И в начале этих молитвенных скорбных
песнопений
Я воздвигну здание веры.
Ибо и в древности некто, вооруженный
ею,
Переселился немедля в бессмертную жизнь небесную:
Приняв лекарство
покаяния в грехах,
Он ценою раскаяния
Получил свидетельство нетленности
своей уже в этой жизни
Ранее тех, о коих упоминает апостол [1],
И кои еще [здесь], на земле,
«Среди
поношений и скорбей» служили зрелищем [для других],
Уверовав в грядущее
небесное упование
И обогатившись славой невидимой.
Ибо и тот, кто смертный
грех совершил,
И тот, кто снова заключен в узилище злых духов,
И тот, кто
погружен в пучину зла, –
[У всех] есть слабая [надежда] на спасение
жизни,
На то, что снова обретут чрез нее
Очищение от грехов,
Словно бы
должник слезами очей своих
Вновь стал по милосердию
вседержителя
Плодоносящей землею, предивно цветущей,
Что принесена в
жертву Духу Божьему,
Вспомним здесь также целительные
И внушающие надежду
слова Господа:
«Все возможно верующему».
Это исповедание слова окажется
первой и главной
Средь добродетелей, Богу угодных и избранных,
Если станем
исследовать здесь меру достоинств их,
Ею лишь облачившись, войдем мы в святая
святых.
Даже Господь – [Бог] славы,
Прежде чем явить нам свое
чудодейственное могущество,
Потребовал в сопутники своему благодеянию нашу
веру,
И поелику она непосредственно обращена к Богу,
То обладает
достаточным могуществом
Сама по себе даровать жизнь,
[Ибо], как
свидетельствуют благословенные уста Божьи,
«Вера твоя спасла тебя» [2].
И действительно, ясность видения и
совершенная мудрость,
Близость к Богу и познание всевышнего
Суть удел веры
– имени блаженного и избранного, –
Коя пребудет вечно непогрешимою и
беспредельною,
Разделяя славу с любовью и надеждою.
Ибо, коли вера
величиной с малое семечко – зерно горчичное –
Может смело перемещать громады
гор в глубины моря [3],
То поистине мы
эту веру приняли
Как впереди ходящего проводника по жизни,
Как
неколебимое богопочитание.
Вместе с любовью и надеждою
Удостоенная имени
восхваляемой Троицы
Вера видит очами духовными без колебаний ожидаемое и
невидимое.
Коли эти три разные [по естеству] добродетели
Ты рассмотришь в
одном, едином таинстве,
То премного возвысишься ими в Боге,
Ибо коли
уверуешь в Него, то полюбишь
И обретешь тем самым надежду на невидимые дары
Его.
Слава Ему вечная. Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»