[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 11
Слово к Богу из глубин сердца
1
И вот днесь я – последний из
верующих,
Лишенный благодеяния,
Обращаясь мысленным взором
К
первоначальному сотворению меня из небытия
Рукою создателя,
Верую с
упованием, что Иисус Христос
Может сделать, что пожелает,
И подобно тому
как, наставленной Павлом и поучаемый Давидом,
«Я веровал и потому говорил»,
Так и теперь верю, что живые молитвы их
Помогут мне верою познать Его,
«И силу воскресения Его», –
Согласно апостолу, –
«И участие в
страданиях Его» [1],
И все рассказанное
вослед.
С нею связана и вполне одинакова
Подлинная вера и в это новое
обращение
От грехов к их очищению,
От злодеяния к праведности,
От
нечестивости к святости,
От неискупимого долга смертных грехов
К
блаженству без осуждения
И от рабских оков к небесной свободе.
Поистине,
не прекраснее ли, чем слово [иль мысль],
Очищенное, при помощи и милостью
Бога,
От густого мрака сомнений сердце грешника,
Который, делая вид, что
смеется, –
При этом рыдает в душе с раскаянием!
Хотя и низвергся он всей
тяжестью [своих грехов]
С прекрасной горной выси [святости]
В губительную
пучину бездонной пропасти
Несмываемых новых грехов,
Однако в мыслях и
душе, словно искра света,
Слабо теплится [надежда] на близкое спасение
жизни,
Подобно известному и удивительному крутому огню,
Что чудом
всевышнего повеления
Загустел на глубоком дне заснувшего колодца [2].
Вот почему совершенно отчаявшийся
И
лишившийся упования на благо грешник,
Коего покинула уверенность в обретении
благодати,
Может надеяться снова, в другой раз,
Достигнуть первоначально
дарованных украшений славы.
Ибо эта [искра надежды], что воздействует на
[сердце] грешника,
Вложена в него свыше Богом,
Дабы благовествовать о
всемогущей силе подателя.
Сей ладан Бог обоняет с большим благоволением,
Нежели запах всех благовонных [масел]
Или смеси, составленной некогда из
измельченных [душистых веществ]
Для служения в скинии,
Что есть по
сходству символ душ, сокрушенных раскаянием.
Вот почему спросил спаситель
слепых:
«Веруете ли, что я могу это сделать?» [3] –
И даровал их глазам свет
Лишь после
того, как получил от них залог их веры.
Что может быть для нас, живых,
безнадежнее,
Нежели попытка воскресить из мертвых [Человека|,
«что уже
четыре дня был в гробе» [4],
Однако те
жены, что, вооружившись верою,
Пали к ногам создателя,
Увидели тотчас
зрелище славы Божией
В воскресении их брата.
2
Еще здесь, [в
посюсторонней жизни],
Сохраняется неизменною благодать [Божья]
Даже
после [свершения] грехов,
Чему есть могущественные свидетели:
Это прежде
всего Енох,
Следом Аарон,
После него Давид
И еще Петр,
С ними и
младший Елеазар,
Который, обретя милость великого Бога,
Стал [тем самым]
свидетелем [ее] для старших,
Излишне упоминать здесь притчу о блудном сыне,
А также блудницу, что удостоилась похвал Бога,
И мытаря, что упомянут
был благодетелем,
И блаженного разбойника, что при последнем дыхании
Получил венец благодаря вере,
И даже тех, что причастны были
К
неискупимому греху убиения создателя,
А с ними и главного средь избранных –
Павла,
Который некогда был главою неправедных.
Иные средь них пали, зная
закон,
И снова встали,
Превзойдя тысячекратно набожно живших в древнем
законе,
Что же до того, кто, прежде чем дан был закон [Божий]
Следовал
искони принятым обычаям отчим,
То более всех был он близок
К заповедям
первоотца вероучения,
И, признав грех первого [человека] за свой [грех]
И
своими страданиями тяжкими заплатив за него,
Он не только прощен был и предан
затем земле,
Но, измученным телом отважно смерть победив,
Он перенесен был
на небо,
Став провозвестником дарованной людям жизни [вечной).
Иные, что
не вошли еще в пору зрелости, долго жили во зле,
Однако по исполнении срока
их лет,
Вместо того чтобы быть низвергнутыми с места высокого,
Они из
полной тяжких бед жизни земной
Были вознесены на свод небесный.
И если
вера в искупление грехов
Стала в давние те времена столь могуча,
Что даже
бренную нашу плоть превращала в злато
И, запечатлев в наших
душах
Царственный образ Божьей благодати,
Сделала наше [склонное]
подчиняться козням [сатаны] естество
Неустрашимым, крепким [в вере] и
побеждающим,
То сколь большую надежду внушает ныне
Свет явный, не скрытый
завесой иль покрывалом,
Обещанный Господом нашим Христом –—
Ходатаем
миротворствующим и небесным,
Заступником нашим живым и вечным.
Вот почему
в нас твердо остается
Слово Господа – сей «завет мира» и печать
утверждения,
Как речет пророк [5].
Днесь, следуя сему справедливейшему
установлению,
Непреложному правилу и богоданному закону,
Я лобызаю устами
веры образ слова сего
И уповаю на благодать славы,
Ибо поистине, если «Бог
оправдывает нас»,
«Кто будет обвинять?», согласно твердому [слову апостола]
[6].
3
Уповая на это ясно
написанное [слово апостола],
Я, поверженный, остаюсь стоять,
Я,
сраженный, [оказываюсь] победителем,
Я, заблудший, [возвращаюсь] к
животворному обращению,
Я, злодей несчастнейший, – к надежде,
Я, на
смерть обреченный, – к жизни,
Я, скверне преданный, – к благодати,
Я,
прельщенный делами адскими, – к свету,
Я, в пристрастии к земному живущий
по-скотски, – к небу,
Я, вновь соблазненный, – к повторному спасению,
Я,
связанный грехами, – к обещанному покою,
Я, одержимый неисцелимыми ранами, –
к елею бессмертия,
Я, дико упорствующий, – к узде умиротворения,
Я, беглец
скитающийся, – к призыву [Божьему],
Я, гордец дерзкий, – к покорности,
Я,
противник злоречивый, – к прощению
И все это милостью Иисуса Христа
И Отца
Его могущего и неизреченного,
Именем и благотворящею волею Духа
Истинного,
Коих благословенной и единосущной божественности
Принадлежат
могущество и царство,
Величие и слава вечная.
Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»