[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 2
Слово к Богу из глубин сердца
1
Коли ты устами плотскими молишь Бога
всевышнего,
Который умилостивляется лишь делами добрыми,
Но не словами
витийственными прельщается,
Ты, чье сердце постоянно обращено к Египту,
Какой же пример подходящий и сходный с тобой
Привести мне здесь, о душа
моя грешная!
Я – соучастник Содома разрушенного,
Я – изобличенный судья
Ниневии,
Я – варвар более слабодушный,
Чем царица южная,
Я хуже, чем
Ханаан,
Я непокорнее, чем Амалек,
Я неисцелимый город идолов,
Я след
мятежа древнего Израиля,
Память, сохранившаяся о предательстве Иудеи.
Я
укоряем боле, чем Тир,
Я отвержен боле, чем Сидон,
Я своенравен боле, чем
Галилея,
Я менее достоин прощения, чем неуверовавший Капернаум,
Я осуждаем
боле, чем Хоразин,
Я порицаем вместе с Вифсаидой,
Я – бесстыдные седины
Ефрема,
Я – голубь ласковый, но всегда по глупости,
А не по кротости
осознанной,
Потомок львов, а по сути змея коварная,
Словно яйцо аспида,
наполнен я [горькой] желчью,
Я символ последних ударов, постигших Иерусалим,
Согласно слову Божьему и гласу свидетелей.
Скиния моя отвергнута и близка
к погибели,
Замки дверей моих сломаны, и вновь замарано
Одаренное
способностью говорить строение мое.
Я покинул благопристойное наследие свое,
Позабыл дом, созижденный Богом,
Согласно речениям прежде писавших
Моисея,
Давида и Иеремии.
Мое изъязвленное проказой [грехов] прибежище
разума,
Оскобленное ударами увещаний,
Оздоровленное законом
[евангельским],
Обмазанное глиной смиренной покорности,
Все же не сумело
исцелиться
И вновь было разрушено рукой строителя;
И как возмездие
справедливое, по велению всемогущего,
[Обломки] его были вынесены «на место
нечистое» [1],
Отринуты, отчуждены без
всякой жалости великой преградой.
Я деньги свои зарыл в землю грехами,
Подобно потерявшему залог [рабу] неправедному,
Как показано это в
Евангелии.
Но Ты, о Боже, Боже духов и всякой плоти, –
Согласно
исповеданию богоблагодатного, –
Долго терпеливый и многомилостивый,
–
Согласно слову Ионы святого, –
Даруй мне [возможность] завершить,
Во
угождение благословенной воле Твоей,
Начатую [мной] молитвенную книгу сих
песнопений скорбных.
И, засевая слезами слов моих ступени предстоящего мне
пути
В уготованные [тобою] чертоги [беспорочные],
[Да] подоспею я к
окончанию сбора урожая
[И да] вернусь с радостью полного очищения от грехов
–
Сим блаженным плодом из снопа [Твоей] благостыни.
Не дай мне,
[всемилостивый], чрева сердца бесплодного, как Израилю,
И иссякнувших
слезников очей,
Услышь, о могучий и милосердный, меня – одаренного разумом
молящегося,
Прежде, чем услышит небо, а небо [услышит] землю,
А [земля
услышит] хлеб, и вино, и елей,
А сии [услышат] Изреель,
Ибо мольбы
небожителей, что при Тебе,
Целительнее влияют на мою душу,
Нежели на
стихии губительные.
Ты – Творец, а я – глина,
Окажи мне,
колеблющемуся,
По окончании молитвенных этих стенаний
Благоволение
окрепнуть здесь,
Дабы, когда разверзнутся небеса вышние,
Не оказался я
непригоден обладать светом [небесным |,
Подобно воску свечи, что тает [от
огня],
Обращается в ничто.
Моя душа – [душа] нищего, как молитвенно вопиет
певец,
И моя сила – [сила] изнемогшего,
И моя жизнь снедаема угрызениями
совести, –
Но не трудом перенесенных тягот молю я Тебя:
Прими в залог мои
молитвы
И подай милостыню Твоего прощения,
Прими малое от меня, слабого
И подари великое от себя – могущественного,
Укрепи мое слово
раскаяния,
Ниспослав и вложив в него дух заповедей богодухновенных,
Даруй
мне, о благодетель, свет истины притчи Исайи,
Поднеся мне, достойному
смерти,
Вместо презренного гласа моего естества из меди
Злато Твоей
благодати,
Вместо неприглядного черного железа моей [порочности]
Знак
добродетели – сверкающую огненно-красную медь Ливана,
Почему столь
ожесточаешь мое сердце – [сердце] ничтожного,
Что не боюсь я Тебя, о
неисповедимый и страшный?
Да не останусь я бесплодным в малых трудах
своих,
Подобно беспечному сеятелю на неплодоносной земле!
Да не доведется
мне страдать от мук родовых и не родить,
Скорбеть и не
прослезиться,
Размышлять и не вздыхать,
Затуманиться и не пролиться
дождем,
Идти вперед и не достигнуть,
Мне призывать и Тебе не
слышать,
Просить с покорностью и остаться без внимания,
Стонать и не
сострадать,
Молить и ничего не получить,
Приносить жертву, но не сжигать
ее,
Увидеть Тебя и уйти с пустыми руками.
Услышь меня прежде, чем я
обращусь
К Тебе, единственно могущему, за помощью.
Не воздай мне,
злотворцу, карой вечных мук
По числу дней моих прегрешений.
Оживи меня,
сочувствующий,
Услышь меня, милосердный,
Окажи сострадание, о
благий,
Пощади, о долготерпеливый,
Защити, о прибежище,
Облагодетельствуй, о крепкий,
Освободи, о вседержитель,
Дай жизнь, о
возрождающий,
Подними меня, о страшный,
Просвети [меня], о
небесный,
Исцели, о все умеющий,
Очисти от грехов, о
неизреченный,
Награди [меня], о щедрый,
Укрась милостями, о
независтный,
Примири, о не ведающий пороков,
Прими, о
немстительный,
Очисти от долгов, о благословенный;
Коли, устремив взор мой
[в будущее],
Я увижу предуготованные мне в день смерти две
опасности,
Взгляд Твой будет спасением, о упование и защитник.
Коли,
взглянув ввысь, я увижу ужасный путь,
На коем уловляются [души] всех
[умерших],
Пусть встретится мне на нем с лаской Твой ангел мирный,
Яви
мне, о Господи, в день, когда испущу я последний свой вздох,
Летящую в свете
чистую душу [кого-нибудь] из небесных угодников Божьих,
Которая подоспеет с
даром любви Твоей.
Быть может, в сопутники мне пришлешь
Одного из
праведников своих совершенных,
Даруешь мне, нечестивому, в день отчаяния
нежданную милость?
Да не допустишь Ты, о благословенный,
Ты – спасение
всех,
Дать зверя жестокого в проводники Твоей паршивой овце.
Для меня,
умершего в грехах, Ты – жизнь беспорочная,
Для меня, погрязшего в долгах, Ты
– спасение.
Можешь ли Ты забыть благодеяние, о души моей оплот,
Пренебречь милосердием, о попечитель,
Изменить человеколюбию, о
неизменный,
Отказать в возрождении, о нескончаемый,
Отречься от
милосердия, о плод блаженный?
[Можешь ли] дать увянуть прелестному цветку
благоволения своего;
Опорочить благородную суть Твоего могущества,
Преобразить славу волос Твоего величия [2],
Не сохранив прекрасного украшения –
сияющего Твоего венца?
Если милосердие – это блаженство,
А Ты – это
царство, полное жажды [милосердия],
Ужель не всем даруешь спасение,
Не
предложишь бальзама для [исцеления] ран,
Не зарубцуешь язвы, не окажешь
помощи мне – слабому,
Не возжжешь света во тьме для меня, уповающего на
могущество Твое,
О дарующий жизнь вселенной?
Один лишь Ты обладаешь
славой по своему естеству и нескончаемо вечен,
Что признано всеми, о трижды
благословенный и приснохвалимый
Далее ведомых пределов вечности.
Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»