[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]


Глава 34

 

Слово к Богу из глубин сердца



1

И днесь прими мечты обездоленной души моей
И сообразные признания мои
Тебе, о Боже, что в слове вмещаешь всё.
Те, о коих я прежде сказал,
Их вторично [Тебе] хочу показать.
Представ с письменным разъяснением
Пред собравшимися толпами племен
И с толкованиями для народов.
Я принес как дар
Эти просьбы свои и моления,
Кои, изложенные ниже,
Определяются как восхваления.

* * *

Мольбы, возносимые во время торжественной проповеди, [с помощью] коих, примирившись, Дух Божий снизойдет на помощь.


2

Умоляю я неизменную, всемогущую власть Духа Всесильного
Ниспослать росу милости мне и облагодетельствовать,
[Запечатлев] в душе и мыслях, властвующих над чувствами моими,
Всеблагую милость наищедрейшей доброты Твоей.
И вспахай Ты разумное поле ожесточившегося плотского сердца моего,
Дабы семена духовные Твои смогли дать плоды.
Исповедуем, что благодаря премудрому бытию Твоему
В нас расцветают и множатся всякие дары;
Рукополагаешь Ты апостолов, вдохновляешь пророков,
Обучаешь вардапетов, одаряешь словами немых
И отверзаешь закрытые уши глухих.
И соплеменник Твой, Единосущный Отцу Перворожденный Сын,
Сотворив все то с помощью Твоей,
Тебя Богом назвал, истинно равносущным Отцу.
Даруй Ты и мне, грешному, [дар] смело вещать
О животворящей тайне благовестия Евангелия Твоего —
Следовать за быстролетным ходом мыслей
Безбрежных ристалищ Тобою вдохновленных заветов.
Когда ж я приступлю к началу торжества толкования слова,
Пусть снизойдет на меня милосердие Твое,
Вещая мне своевременно о том, что достойно, полезно и угодно Тебе
Для славы Твоей божественной, во хвалу Тебе
И для свершения возведения церкви вселенской.
И простри надо мной вожделенную десницу Свою,
Укрепи меня, даровав милосердие Свое.
Отврати от рассудка моего мглу тьмы забвения,
Развей вместе с тем мрак грехов моих,
Дабы чувствами мне и разумом вознестись
Из сей жизни земной в высь [небесную].
Просвети вновь во мне зарождение
Светозарного чуда постижения божественности Твоей, о Всемогущий,
Чтоб был бы я, как Образец Благой,
Достоин усвоить и обучить слушателей набожных.
И слава Тебе во всем и от всех
Вместе с Отцом Твоим — Вседержителем,
С Сыном Единородным и Благодетельным,
Ныне и присно, во веки веков. Аминь!

* * *

А определение исповедания веры в Единосущную Святую Троицу — милость дарующий канон сей жизни — я преподношу и провозвещаю таким образом: О Троице неизменной новое, Богом вдохновленное сочинение, определенное в Никее как Символ Веры

3

Исповедуем мы и веруем, обожествляем и поклоняемся
Равнославному Единству, Всесвятой Троице.
Божественность неизреченная, приснодобрая, вездесущая,
Равнопочтенная, для полета крыльев мысли недосягаемая.
Превыше [любого] образца, не имеющая равных [Себе];
Беспредельная в пространстве, превосходящая рубежи,
[Бывшая] еще до сотворения века, до неограниченных существ
И до сонмов тварей; неизъяснимо славословляемая,
Величием щедрейшим навеки увенчанная;
Утвердитель времени и тех, кто был создан во времени,
Сама управляющая причинами и удобно располагающая
Видимых и невидимых.
Не измеряемая именем, не отличаемая званием,
Не уподобляющаяся качеством, не взвешиваемая количеством,
Не устраиваемая по примеру, не объяснимая состоянием,
Не распространяющаяся, будучи неполной,
И не ограничивающаяся, будучи совершенной.
Никогда не пойманная и нигде не видимая.

4

Отец добрых [дел], Держатель всех [тварей],
Бог всего, что есть в небе и на земле,
Кроме Слова единственного, коим властвует он
Создатель, дающий дыхание всем, кроме Духа —
Ипостаси, с [помощью] которой и создал Он всё.

5

Одна из прославленных равновеликих грозных [сил] —
Троицы Лиц,- снизошедших с высей сюда в глубину, —
[Тот], кто испокон [века] неотделим был от глубины,
Оставаясь неотъемлемой [частью] славы престола,
Никогда не лишенный Лика Родителя Своего,
Войдя в обитель чрева Девы простою [природой Своей],
Вышел оттуда составною [частью], плотью, по сути неопределенной,
Совершенный человечностью и беспредельный Божественностью,
Единый Сын Бога Единого и Единородный Первенец
Богоматери — Девы Богородицы.
Творец, сотворенный, чтоб быть Человеком Истинным, Первенцем,
Но не по подобию бывших земнородных,
А новый и дивный, величественней царей, какого не было в веках.
И не был создан он во времени, Первенец, по псалмопевцу,
Превыше всех царей земли; непорочным соединением
Уподобившийся нам по плоти, по образцу души и тела, либо золота и пламени,
Или же, говоря яснее, света с воздухом, неизменно и неотделимо.
Он Сам пришел доброхотно на смертный крест, как Непорочный Агнец,
На заклание ведомый,и подготовил могущественным самовластием
Спасение созданий Своих.
Измученный живым естеством [Своим] был положен во гроб неотделимым Божеством;
Трехдневно захороненный, проповедал отчаявшимся узникам
Преисподней ада и указал [им] обновление и свет.
И, завершив страстями спасительное таинство [вочеловечения], возродился как Бог,
И, влекомый крыльями ветров, поднялся к херувимам,
И укрылся облаком неисповедимости,
И, вознесшись превыше неба всего,
Воссел торжественно на престол Свой,
Как первонаследник, равный Отцу,
От которого Он вовсе не удалился,
Не утратил обретенное [естество человечье]
И не истощил собственную [Славу Божественности].
С чем да придет на суд возмездия
Потаенное узнать, взвесить мерой истинно праведной,
Чего все мы ждем, о чем молимся,
Веруя во всем власти предержащей Его над всеми,
Что воистину лишь одно от [Отца] Единого
И славою своей равно [Духу] Единому, обожествленному навек.

6

Прославляем присно и благословляем
Вместе с Сыном и Отцом
И ипостась их — Дух Всемогущий, Истинный, Совершенный, Святой,
[Тот], что создал из ничего все сущее вокруг —
Также самодейный и равновластный Тем Двум
В царстве нетленном и беспредельном:
Это — первопричина- [Отец] и сосуществующее грозное слово - [Сын],
А также и самый Дух вознесшийся.
Самодержец добрый, [всем] раздающий дары Отцовы,
Дабы прославлять Имя Единородного Славного,
Кто возвестил законы, воодушевил пророков,
Дуновением единоплеменника запечатлел в апостолах
Явился в образе голубя на Иордане,
Чтобы возвеличить Славу Пришедшего,
Воссиял в писаниях евангелистов,
Породил прозорливцев, усилил мудрецов,
Умножил учителей, [венценосцев] помазал на царство,
Всепомоществовал царям, назначил попечителей,
Завещал спасение, пожаловал дары, подготовил к покаянию
Нас, в смерть Христа крестившихся,
Очистил так для обитания Своего.
[Все], что сотворили Отец и Сын, то сделал Дух Святый,
И сам Он — Бог воскуряемый, как покоривший всё во всём.

7

Перечисление первым [из Ликов] Троицы
Не означает [вовсе], что [Лик Сей] выше Другого.
Или же упоминание после [Другого]
Не означает, что он нижайший из [Себе] подобных.
Или же разговор об одном [Лике] не вызывает путаницы,
А разделение Трех [не приводит] к отделению воли,
Ибо Отец не был бы возвеличен всеми,
Коль не было у него силы слова,
Точно так же, если б не было Духа при нем,
Был бы он немым, безжизненным, обессилевал от воли любого.
Слово же, не будь оно известно через Имя Отца,
[Было б] сиротой, либо покинутым, либо же ничто, порожденное смертным.
А также и Дух: не будь ознаменован он причиной Своей,
Бродил бы, как нечто бесславное,
Подобно какому-то дыханию, не причисляемому [к живым].
Если же кто дерзнет в словопрениях оторвать Отца от слова Его —
Говоря, что некогда не было [слова], —
И клеветой, отрицающей слово,
Вообразит, что почтил величие [Владыки] Верховного
Или принизил [дух] изливаемый,
Не видя природы духа, чем привнесется бытие чуждое,
Иль какие-то изменения, замутняющие
Безупречную Славу Союза Троицы Святой, —
Таковых, как лютых бесов и звероподобных врагов,
Символом веры, как камнями пращи,
Отвергнув, прогоним мы прочь;
Закроем путь им к притвору церкви — жизни вратам,
Предадим анафеме их вместе с бесами.
Прославим же Троицу Святую в сопричастном равновластии
Славословием единодушным и сообразной благостройностью,
Благословляемую и прославляемую в небесах и на земле
Сонмами первенцев, собраниями земнородных [тварей] словесных
Во веки веков. Аминь!

8

Днесь вопль дум сокровенных,
Воплощенных в этой книге,
Я вознесу всеслышащим ушам Твоим, Боже Великий,
Лишь вооружившись ими, вступлю я в беседу,
Но вовсе не затем, что для Славы Твоей
Ты нуждаешься в [звуках] гласа моего,
Ибо еще прежде, чем все сотворить,
Прежде появления неба и его прославителей бессмертных
И разумных [существ], из земли сотворенных,
Ты сам был уж прославлен совершенством Своим;
А затем, чтоб почтить меня, отлученного,
Дать обратиться мне с речью [к Тебе],
Дабы вкусить неизреченного благоволения Твоего.
Однако что за польза обращаться к Тебе: «Господь Адонай»,
По царскому велению Твоему — закону жизни, —
Но не исполнять заповедей, преподанных Тобой!
Я себя — золотые скрижали вещие,
Заветам Твоим посвященные,
Перстом Божьим начертанные, —
Сам вымарал, вернее же, разбил их,
И написать стараюсь ныне второе подобие их
Печальными красками.
Как часто воссылал я к Тебе молитвы горячие,
Кои не были записаны в скорбных песнях сих,
И посему внемли, всеблагий, этим речам и всем тем [мольбам]:
Пусть пребудет мольба моя с молитвой просительной,
Сочетается пусть с нею.
Может быть, тогда хлеб из теста пресного, смешанного с елеем,
Дарованный [людьми] чистыми, послушными воле Твоей,
Будет поднесен на стол Славы Твоей.

9

Но Ты, Благодетель и Человеколюбец во всем,
Единый Христос Единого Бога державного, всемогущего [Сын],
Ты побеждаешь милосердием и состраданием попечения Своего,
Не только весь [род] человеческий, единосущный мне,
Коему присуще беспокойство и множество противоречий,
Но и ангелов непорочных,
А наипаче — праведников, вскормленных в святости,
Одним из коих Илия был, коему видения грозные
Трех видов явились на горе Хорив:
Землетрясенье великое, ветр сильный и огнь всесожигающий;
А твоя всепрощающая кротость
[Проявилась] в нежном веянии тихого ветра,
Ибо Ты, как написано, — Единственный, кто милости хочет.
И хотя [некоторых] из нас признали угодными [Богу],
И они добрыми делами своими обрели иной образ — небесный,
Но все же и они земнородны, избранники [рода] людского;
А Ты, добрый по сути своей, быть жестоким не можешь,
Ты, благословляемый всеми, — спасение полное,
Ты — совершенный покой, безмятежность всего [сущего],
Снадобье целебное для всех недужных,
«Источник воды живой», согласно Иеремии.
Обратись ко мне и помилуй меня, о Всеблагий Бог.
Ты так жаждешь, алкаешь спасти меня,
Что даже бдящим [силам] небесным,
Бессмертным и благословляющим,
Ты даровал для спасения человечества
Вовек неотъемлемо некий [сан] первосвященника и исповедника,
Чтобы они от лица нас, земнородных [людей],
Умоляли б Тебя, милосердие благословенное,
Постоянными молитвами о примирении моем, [меня], отверженного.
«Умилосердься над Иерусалимом», —
И это полно светозарного смысла:
Благовествуя притчею этой,
Что по примеру Иерусалима [земного]
Они просят Тебя, [чтобы] явлением Своим, о Великий,
Ты умилосердился над [Иерусалимом] небесным
И восполнил примкнувшими к Тебе
Опустелые места падших ангелов.

10

Воистину Ты услышал, о Милосердный, внял [мне], о Царь,
Приклонил ухо, о жизнь и надежда,
Уразумел, о Небесный [Владыка],
Уважил, Всесильный, призрел, Тайноведец,
Увидел, о Заступник, проявил сострадание, о Неизреченный,
Склонился, о Всевышний, снизошел, Страшный,
Явился, Неизреченный, сжался, Беспредельный,
Был измерен, о Неисповедимый, сгустился, о Луч,
Вочеловечился, о Бестелесный, стал осязаем, Безмерный,
Обрел форму, о не имеющий свойств,
Воистину исполнил мольбы молящихся.
Ты сам стал для меня, несчастного, словами бдящих [сил],
Добрым ходатаем, посредником живым, заклатью бессмертной,
Жертвоприношением беспредельным,
Даром чистоты, неистребимой жертвой всесожжения, чашей бездонной.
Так пусть же, Милостивый, Человеколюбивый, Благословенный,
Вечно совершается надо мной, согрешившим,
Благая воля Твоя животворящая, о Достохвальный и Долготерпеливый,
Тебе подобает слава вечная.
Аминь!

 

 


[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]

© 2009, Библиотека «Вехи»