[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 46
Слово к Богу из глубин сердца
1
Днесь я заблудший, вечно и всеми
караемый,
Всегда жестокий, с нравом суровым,
Сам себя смертельно
порицающий;
Я - пастух и презренный наемник,
Пасущий скверные
грехи,
Как стада мерзких диких свиней,
Пастырь я, присматривающий за
стадом козлят,
Подле шатров пастушьих, в пустыне живущих,
Согласно
подходящим мне
Песни песней [словам],
Который никогда и не
понимал,
Чьею рукой, по Чьему Образу и ради чего был
сотворен.
2
И вот был ты поставлен
По образу ангела
На
пару сопряженных ног,
Передвигающих и таинственных;
[Снабдили тебя]
распрямленными, как для полета,
Мышцами двух ввысь увлекающих крыл,
Чтобы оглядеть страну отчую;
Так отчего же, о глупый, ты своей волей
пригнулся к земле?
И, помышляя всегда о делах земных,
Был причислен к
диким ослам степным.
Словно многоустый светильник, была водружена
На
подсвечнике тела округлая голова твоя,
Чтобы тем самым ты не был отчужден
От Благости Образа,
Узрел бы ты Бога и стал рассуждать о непреходящем.
Благодаря разуму ты стал вдвое лучше,
Чтобы вольною речью поведать
О
превосходстве дарованного тебе благообразия.
Из-за рук, снабженных порослью
гибких пальцев,
Чтобы управлять делами житейскими,
По родству, как
споспешник всещедрой десницы Божьей,
Ты Богом был назван.
Связанный
тремястами шестьюдесятью сочленениями,
Ты присовокупил к ним в одно
целое
В нужном количестве пять орудий чувств,
Дабы видимая твоя внешность
вещественная
Не осталась не исследованной разумом твоим.
Ибо некоторые из
них (орудий) - велики и сильны,
А другие - малы, но необходимы;
Половина -
тверды и чувствительны,
Есть также нежные, крайне благородные
И есть еще
важные и постыдные.
Объяснение же смысла их
Запечатлено в тебе, о
несчастный,
Как неистребимая запись на камне,
Будто для того, чтоб и малая
частица времени
Через последовательность дней до самого года
венца,
Соответствующая по неким законам частям [тела] твоего,
Сохранилась
бы непогрешимо и неизменно.
3
Есть еще один духовный
пример:
Связанное в одно союзом любви единство церкви,
Смысл которого
проявляется в тебе
Так, что без участия всех,
Впряженных в вольный ярем
великих с малыми,
Будет нарушена целостность обиталища собравшихся во Имя
Христа,
Подобно тому как, ежели отсечь или исключить
Один из презренных
членов, с телом сращенных,
Будет как-то искажено строение тела
человеческого,
Твоего чертога телесного,
И привычный образ обретет
недостойную форму.
Благодаря таким и многим иным чудесам бесподобным
Ты
стала сотворенным Образом Божьим,
О вконец поруганная душа моя пленная!
И хотя лишили тебя прежнего сходства
[За то, что] ты в жизни райской
Переступила заповеди [Божьи],
Но милостью светозарной купели
Обрела
ты дыхание Духа
И [снова] уподобилась Образу [Божьему];
А днесь отчего ты
утратила Славу Небесную,
Подобно первозданному [Адаму], [потерявшему]
некогда
В вертограде Едема жребий небесный?
Почто ты закрыла пред собой
небеса
И замкнула двери к восхождению?
Почто ты смешала с чистой
водою
Скверну горьких слез?
Почто чистую ризу верхнюю
Ты осквернила
гнусным деянием?
Зачем [вновь] облачилась ты
Распутной жизнью в скинутый
хитон?
Почто чистоту ног, [тело] несущих,
Ты замарала на путях
коварства?
Почто повторила пред Праведным Судьей
Ты нарушение заповедей
древних?
Почто лишилась ты плодов благодеяния,
Подобно тому как Адам -
древа жизни?
Почто вероломно ты предала
Светозарную надежду на вечную
жизнь?
Почто прикрыла ты лицо свое в робкой стыдливости?
Почто вооружилась
ты против себя, о вместилище глупости?
Почто, сошедши с верной стези,
Ты
попалась, как дичь, в тенета смерти?
Почто поймалась на уду козней
Ты,
причастившаяся животворящего тела?
Однако ты вновь уповай на него, умоляй
его,
Ибо Он - надежда, и свет, и искупитель,
Обновитель, Спаситель,
Избавитель и Животворитель,
Милосердный, Попечительный, Человеколюбивый и
Снисходительный,
Всеблагий, Благословенный навеки.
Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»