[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 60
Слово к Богу из глубин сердца
1
И днесь, давно познав истину притчи,
Что
«неприятна похвала в устах грешника»,
Как могу повторить те же
восхваления
Я, многогрешный молящийся,
Что всегда получаю проклятия из
псалтыря, о Счастье молящего?
Как могу я петь о горестях моих,
И писать о
себе хулу,
И на груди обнаженной вместо лилий тернии собирать?
Как дерзну сказать я с Давидом:
«Сокрушаешь зубы нечестивых»?
И еще: «Нечестивые не пребудут пред очами
Твоими»?
Как [скажу]: «Суди меня, Господи, по правде моей
И по
непорочности моей во мне»?
Как [скажу]: «Да прекратится злоба
нечестивых»?
Как [скажу]: «Сокруши мышцу нечестивому и злому»
И то, что
следует дале?
Как [скажу]: «Дождем прольет он на нечестивых
Горящие угли,
и огонь, и серу»?
Как [скажу]: «Истребит Господь уста льстивые, язык
велеречивый»?
Как [скажу]: «Ты испытал сердце мое... и ничего не нашел»?
Как [скажу] следующий за этим стих:
«Я охранял себя от путей
притеснителей»?
Или следующий: «А я в правде буду взирать на Лице
Твое»?
Или: «Я был непорочен пред Ним?
Как [скажу] следующее: «И воздал
мне Господь по правде моей,
По чистоте рук моих пред очами Его»?
И как
стану я сам ложь свою уличать,
Говоря вместе со святым:
«Буду омывать в
невинности руки мои»?
Как, пребывая в суетности, буду «злословить престолы
нечестивых»?
Как я, жалкий, представлю гордость блаженного,
[Говоря]:
«Рассуди меня Господь, ибо я ходил в непорочности моей»?
Как я, чуждый добру,
буду молить Тебя,
Коему ведомо сокровенное:
«Не погуби меня с
нечестивыми»?
Как я, будучи сам проклят, прокляну других, говоря:
«Воздай
им по делам их»?
И осмелюсь еще продолжать!
2
Ибо, коли я
присовокуплю к первым [стихам] последующие,
Еще тяжелее станут недуги мои и
умножатся горести.
Посему из обилия слез [этих стихов] лишь малую долю
отмерив,
Я удовольствуюсь повторением непрестанным
Откровенно укоряющих
воплей Псалтыря,
Что всегда меня, грешного, порицают.
К ним относятся и
слова укоризны
Последней части псалма сорок девятого,
Кои вечно срамят
меня, мерзкого;
Замыкая рот мой, дабы не мог я славословить,
Они обнажают
жалкую мою душу
И, обвиняя гласом божественным, -
Словно меча в меня со
стены смертоносный булыжник, -
Лишают меня упования на жизнь.
Ибо ежели
горько принять от чужого проклятие,
То вдвое горше проклясть самого
себя.
Однако коли хулу ближнего можно не принимать [во внимание]
То
ожидать ее от Всевидящего -
Значит претерпеть муки кровавые,
Горести
бедственные и терзания совести.
Но коли предашься им по своему
смирению,
Бичуя и порицая себя проклятиями языка своего,
Будешь
благословен признанными и всевластными
Губами уст Всевышнего,
Ибо свое
обращение к Богу изъяснишь истинно,
Не покидая стезю жизни
[праведной],
Мерой любви подсечешь ты под корень грехи,
Не дозволив козням
злоречивых себя одолеть.
Овца стада христова нашла себе
исцеление,
Обратившись к соли целебной, что лечит нутро изъязвленное,
Но
[воистину] безрассудным надо обладать нравом,
Дабы, будучи разумным
животным
И пасясь средь зеленых, цветущих лугов животворного слова,
По
лености разума вкушать траву смертоносную.
3
Днесь, поелику обо
мне сей пример укоряющий,
То указует он на несчастья мои и беды
опасные,
Ибо сам на себя самого вызывал я всегда
Извержения жаркого
пламени сожигающего,
Что низвергается с небес на естество черепа -
Сего
светильника разума моего.
И какой плод полезный извлеку я из
Псалтыря,
Коли, не «воспевая духом», как учит Павел,
Остаюсь бесплодным,
[хоть] и часто пою [псалмы]!
Как к [реченному] пророком присовокуплю [Слово]
Господа
Я, величайший средь грешников, ничтожнейший средь полезных,
Говоря
вместе со святым:
«Удалитесь от меня все делающие беззаконие»,
Как я, не
исполнив [ни единой] из многих заповедей милосердия и закона,
Скажу вместе с
блаженным,
Который сам сперва исполнил то, что [потом] установил для
нас:
«И раб Твой охраняется ими» и следующие затем слова?
Как я, лишенный
совершенной мудрости жизни,
Стану благословлять Господа вместе с боящимися
Его?
Как присоединю я к молитве [Давида] великого свою:
«Одного я просил у
Господа:
Созерцать красоту Его и посещать [Святый] Храм Его»,
Как
подступиться к тому, от чего отказаться должен,
Когда слышу, что «правым
прилично славословить»?
Как устами своими себя прокляну, сказав вослед
многих:
«Но Лице Господне против делающих зло,
Чтобы истребить с земли
память о них»?
Или еще другой: «Ибо делающие зло истребятся»,
Или
подобающее мне по сходству:
«Мышцы нечестивых сокрушатся»,
Как молить
стану о своей погибели:
«А нечестивые погибнут»,
Как погружу свой
многогрешный язык в слово благословенное:
«Буду я наблюдать за путями моими,
«Чтобы не согрешать мне языком моим»?
Как я, удушенный терниями грехов,
буду хвалиться [вместе] с непорочным:
«А меня примешь в непорочности
моей»?
Как я, грешный и вдвойне виновный,
Стану осуждать себе подобных,
дабы избавиться от них:
«От человека лукавого и несправедливого избавь
меня»?
4
Как, словно бы я не был идолопоклонником, стану
величаться бесстыдно,
В суетном тщеславии говоря вместе с Давидом:
«Если
бы мы забыли Имя Бога нашего
И простерли руки наши к Богу чужому»?
Ибо,
кто поддастся мерзким грехам,
Тот пред собою воздвигнет и станет поклоняться
Похотливым, порочным, ввергающим в любодеяние изображениям
Астарты и
Хамос и мужским изваяниям Милькома и Тарахата подлого,
С неприкрытым срамом
женским и плотью ослиного.
Как же не постыжусь я в сей [молитве] сказать
вместе с мучеником,
Который всегда к добру благосклонностью обладал:
«Но
за тебя умерщвляют нас всякий день»
И следующие строки псалма сего?
Как же
я, всегда безрассудный и гнусный, дерзну произнесть:
«Уста мои изрекут
премудрость и размышления сердца моего - знание»?
Как я, притворщик и
льститель, стану молить,
Дабы рассыпал Бог кости льстецов?
Как [упомяну]
о дважды повторенной благодати великой:
«Я ходил перед лицом Божьим во свете
живых»?
Как я, обладатель несметных грехов, возглашу вместе с праведником:
«Нет ни греха во мне, ни вины, но ходил без греха я праведным»?
Как
предам я сам себя гибели, молвив сей стих:
«Не пощади ни одного из
нечестивых безбожников»?
Могу ли [сказать]: «Как тает воск от огня,
Так
нечестивые да погибнут от Лица Божия»?
Как я, избалованный растлевающей
негой,
Произнесу слова, несогласные мне:
«Изнури постом мою душу»,
И
стих другой, схожий с ним:
«Я во время болезни их одевался во вретище...
Я ходил скорбный, с поникшей головой»?
Как стерплю вечное упоминание кары
для мне подобных:
«Однако гуща гнева Божьего не иссякнет,
И упьются ею
все нечестивые земли»,
А также: «Все роги нечестивых сломаю»?
Как, судя о
предательстве Иакова, стану насмехаться над ним,
Я, что вместо тени истину
получил
И все же, повторяя за израильтянами их ошибки,
Скорее забыл
Благодеяния Христа,
Ниспосланные Божественным Промыслом чрез Спасительный
Крест,
Нежели они предводительство Моисея,
[Свершившееся] чудом
жезла,
Что был лишь прообразом воплощения Божьего?
Могу ль показать, сколь
пагубны восставшие на меня бесы,
Словно бы они были иноплеменным народом
варварским,
Говоря: «Трупы рабов Твоих отдали на снедание птицам небесным»,
то есть бесам воздушным?
Как могу я святыми назвать: семя слова, упавшего на
дороге,
И волю мою, соединившуюся со злом,
И следующее той же стезею
воинственного зла
Тайное ратоборство необузданных мыслей моих,
Кое я
возбудил с помощью козней искусителя?
И посему не могу я молить
[словами]:
«Не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже »,
А также
«замыслили против святых Твоих и сказали»
И следующими дале мольбами сего
псалма,
Ибо уместнее применить [сей псалом]
К насилию бесов буйствующих, а
с ними и их подручных,
Кои сражаются вечно, дабы смущать
настоящее.
5
Сохрани и укрепи нас против них -
О Господь
Христос, вышний Сын Бога Великого, -
Окружив нас воинством небесным
Твоим
И защитив Святым Крестом Твоим
От всех налетающих на нас ветров
искусителя.
Ибо хоть и присущи мне прегрешения многообразные,
Но только не
богохульство!
Ведь от гибели нечестивцев, подобных мне,
Ты не обрел
облегчения,
Но скорей восскорбел с печалью и состраданием глубоким
О
развращенных людях, коих истребил Ты потопом,
Сочтя смертный жребий их для
Себя огорчительным;
И сказал Ты в сердце Своем слова,
Удивившие тех, кто
их слышал:
«Не буду больше проклинать землю за человека».
И утешаешься Ты
премного и радуешься,
Когда [люди], нечистые и повинные смерти,
[возвращаются] к жизни,
Показав, Милосердный, в притче о тыкве,
Что
умеешь щадить [заслуживших] погибели.
И на пророка разгневался Ты,
встревоженный очень
За промедление с дождем, что спасти должен был
отступников;
В дни последние [вочеловечения Своего]
Ты явил примеры,
упоминания и празднования достойные,
Повелев апостолам [Именем]
Твоим
Благовествовать всем народам дальним и варварским.
Так брызни и на
меня, о Животворец,
Росой Милосердия Отцовской Твоей любви,
Дабы обрел
спасение и я, очистившись в [день] щедродательного Твоего посещения.
И Тебе
с Отцом и Духом Твоим Святым вечная Слава.
Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»