[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 61
Слово к Богу из глубин сердца
1
Как употребить мне все те речения
псалма,
Кои, как укоризна и как проклятие,
Вечно [противостоят]
мне?
Как же воспевать их, не переставая, на арфе своей?
Ибо, воистину, как
уподобить могу я
Сияние Сего Блаженного - себе, осужденному,
Говоря вместе
с Ним:
«Сердце развращенное не придет ко мне»?
Как пересказать
мне
Следующие после этого грозные стихи,
Кои так верно отражают жизнь
законоведца,
Воина, царя и светского повелителя,
[Занятия], кои были
крайне угодны и [жителям] небесным,
Как, пересказав, не отчаяться в
жизни
Мне, проповедующему Евангелие, и ученику новых [законов],
Не
причастному вовсе к благим порядкам?
Как, в согласии с праведником
справедливым,
Вооружиться мне, как речено в притче,
Против грешников,
чтобы быть готовым
С раннего утра смерти их предать,
Коли члены тела
своего я и розгами не проучил?
Как присоединиться мне к доблести [Давида]
великого,
Дабы истребить нечестивцев града Господня,
Коль не уничтожил
сам я изъяна, проросшего в душе у меня?
Как же я солгу тому, кто знает и
сокровенное,
[Говоря], мол, «И пепел я, словно хлеб, поел»,
Коль не
прибавил я [даже] мутной капли волнений моих.
К чистым родникам слез [псалмо]
певца,
Как скажу я с ним, что питье свое я со слезами смешал,
Слезами
своими омочил я постель свою?
Какие [грехи] мне себе приписать, мне, умершему
в грехах,
Когда боголюбец [Давид] от всего сердца
Прегрешения предков
своими почел?
Мол: «Согрешили мы вместе с отцами нашими,
Стали грешниками
и преступниками...»
И так доходит до конца псалма;
Что воистину
[сказано]
Скорей обо мне, нежели об Израиле.
Как дерзну причислить себя ко
благим,
Коли не прибег я к тем средствам и снадобьям целебным,
Кои
почитаемы родом человеческим:
Отвращение к пище, дабы до смерти
голодать,
Частое умерщвление плоти, дабы изнурить душу,
Согласно избранным
верой язычников и иудеев
[Канонам] своеобычным.
Как же правда моя пребудет
вовеки,
Коль я вовсе ничего еще не совершил?
2
И дабы не
наскучить замедленной речью,
Я постараюсь здесь ее сократить.
Что могу
сказать я взамен слов,
Напетых боговдохновенным голосом псалмопевца
Давида,
Который сказал, мол: «Всем сердцем своим ищу я Тебя»?
Как же
вместе с ним нечто большее могу я сказать,
Мол: «От всякого злого пути
удерживаю я ноги свои»?
Как со сказанным вместе и сие вознести,
Мол: «В
сердце своем сокрыл я Слово Твое,
Чтобы не грешить перед Тобою»?
Как
вместе с сонмом святых
Суетность мою выдать за свершения,
Мол: «Из заветов
Твоих я уразумел
И возненавидел все дурные пути»?
Как смиренного
праведность с ложью моей,
С постоянным клятвопреступлением моим
совместить?
Обещая с преданным вместе: «Я клялся хранить
Праведные суды
Твои и исполню»?
Зачем повторять мне, как ангелу смерти,
Заветные слова
кары роковой,
Мол: «Далеко от нечестивых спасение»?
Как мне, кто воистину
зол,
Причислить себя к праведникам тем,
Коим те блага воздаются от
Господа,
Извращая слова этого стиха,
Мол: «Господь благотворит к тем, кто
праведен сердцем»?
Как приписать мне себе, прегрешившему,
Краткое
воздаяние беспристрастное.
Мол: «Совращающегося насильно берут с собой
Те,
кто творит беззаконие»?
Как приложить мне богоносного славу
К себе,
опозоренному, повторяя [слова] его,
Мол: «Господи, не возносилось сердце
мое
И не возрадовались очи мои» -
И все, о чем затем рассказывается
там?
Ужели слово, что неизреченней плоти,
Почитать поощрением мне,
отчаявшемуся?
Мне, кладу геенны, говорить вместе с тем,
Кто был освящен
Божественным Духом,
Мол: «С начала же Ты видел, что нет коварства на устах
моих»,
С первых слов предвоспевая псалму
И до полного завершения речи
моей?
Как же, согласный с сообществом людей дурных,
Я, муж смерти и сын
погибели,
Скажу [устами] благодатного: «Мне ли не возненавидеть
Ненавидящих Тебя, Господи?» -
И следующее за этим в том же порядке?
Как по великому доверию [Давидову],
К радости (сего] мужа великого,
О душа моя, вселенной печаль,
Тебя, неискушенную, мне
возвеличить?
Представить ли Тебя вместе с [душою Давида] увенчанного,
Мол: «Испытай меня, Боже, и посмотри,
Есть ли нечестие в руках моих» -
И остальное, следующее за этим,
Как я сам, будучи [грешником],
Стану
молиться о жизни других,
Присоединив голос свой к тем, кто уповает на Бога:
«Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого и от человека дурного...»?
Как
осмелиться мне вместе с [Давидом) прославленным
Богу молиться, мол: «Ты -
надежда моя и участь моя на земле живых»?
Как я, словно сподвижник
ристателя, поднося венец победы царю,
Стану возносить несравненную
мольбу-молитву,
Мол: «Будут мне служить праведники Твои, когда Ты воздашь
мне»?
3
Достоин хвалы смысл духовный [псалма]
И повторяет
деяния Господни -
Когда поучал тот искусителя, -
Где, пренебрегши всеми,
он выбирает
Одну [лишь] первопричину бытия,
Сказавши, мол: «Блажен
народ,
У которого Господь есть Бог».
Велика и возвышенна Благодать
сия,
Прозорлива смелость, блаженства исполненная,
[Когда говорит он],
мол:
«Святые Твои да прославят Тебя».
Вожделенно также
свойство
Стремления к духовной сопричастности:
Уповать на Бога и в том
твердо стоять,
Ликуя словами псалма,
Мол: «Господь исполняет волю боящихся
Его».
И завершает речи свои
Горестными и радостными [словами],
Сообщая,
мол: «Хранит Господь всех любящих Его,
А всех нечестивых истребит
Господь»,
И в завершающей главе псалтыря - книге напевов,
Как бы
показывает пример последнего воздаяния праведникам и грешникам.
Созвучны друг
другу и напевы последующие:
Ибо если «смиренных принимает Господь
И
унижает нечестивых до [самой] земли»,
То сколько же бедствий впереди [ждет]
меня?
А коли Господь благоволит к народу святому
И прославляет смиренных
спасением,
То где обрету я твердость,
Я, лишенный благоволения?
А если
Бога славословят, как Бога, святые Его,
То к кому же я, чуждый святости, буду
причислен?
А если близ прежде воспетых [псалмов]
Помещу я памятник
укоризны себе,
Мол: «Любите Господа, святые Его,
Ибо Господь ищет
преданность
И вдвойне воздает высокомерным»,
В каком же сонме окажусь я
сам,
Плененный тайнами изобретателя зла?
Ибо, подобно тому как тревожно
колышется хвоя кедровых дерев,
Взволнованная буйными порывами ветра и
падающая вниз,
Так постарался [дьявол] сломать
И ввысь устремленную
плодоносную ветвь жизни моей,
Сотворенную рукою Твоей, о Пахарь
Несотворенный.
Так утверди Ты меня, вновь укоренив на ниве бытия,
В
плодоносности новой и непорочной промыслом воли Твоей,
Всещедрый,
Благословляемый присно, Царь-Христос. Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»