[Григор Нарекаци] | [Оглавление]| [Библиотека «Вехи»]
Глава 70
Слово к Богу из глубин сердца
1
После речений о малых сих
земнородных,
Не причисляемых
Даже к тварям живым,
[Продолжу я речь
свою], расскажу о великих родах,
О восхваления достойном
торжестве
Нелицеприятного суда [Бога] страшного.
И если бы они были [даже]
очень близки Богу,
Как древние наши патриархи, иль пречисты, как
пророки,
Безупречны, как апостолы, и наидостойнейши, как мученики, -
Коль
не возлюбишь меня Ты в неистощимой Своей доброте,
В неизменном попечительстве
и неиссякаемом милосердии -
Бесполезно искать у них мне
спасения.
2
И [воистину], ежели даже самому Аврааму я голос подам,
[Страдая] от жажды там, в зное,
Как поучает жалостливая притча о богаче,
То и капли воды не сможет мне дать он,
Ибо и он связан слабостью, общей
[для людей], и немощью.
А если к Моисею [я обращусь], то и он поражен
бессилием -
Ведь не был он в силах спасти мужа, искавшего хворост
И
собиравшего его в день субботний.
А если к Аарону - то он и сам нуждался в
молящем.
А если к Давиду - то средь обилия добродетелей есть за что и его
порицать.
А если к Ною, Иову, Даниилу - о них толковал и пророк
Иезекииль,
Поименно даже их называя, сообщая о них
Как бы от Имени Бога:
«Живу Я, говорит Господь;
Не спасли они ни сыновей, ни дочерей от гнева,
который падет;
Только бы они лишь [сами] спаслись».
А если к Петру -
утесу веры, то, едва отдалившись от попечения Твоего,
[Очень] скоро и он впал
в грех какой-то.
Не говоря уж о многих других, кои, хоть всегда и
блаженные,
Но склонны были к разного рода порокам.
Среди них и некий
пророк по имени Иоас,
Который [тоже] по-человечески соблазнился,
[Хотя
и] преданно Богу служил.
И многими это не понято было,
Но можно будет
как-то истолковать.
3
И поелику мера силы спасения людей
решена
И сие показали они,
Помилованные Тобой, Благодатным, и ободренные
Тобой, Вседержителем,
Призванные Тобой, Заступником, и очищенные Тобой,
Всеискуснейшим,
Облагодетельствованные Тобой, Освободителем, и исцеленные
Тобой, Неосквернимым,
Животворенные Тобой, нетленным, и просвещенные Тобой,
Обновителем,-
Отныне Ты знаешь меру возможностей земнородной плоти моей
[По святым], чей пример и родственное сходство
Утешают отчаявшихся в
безнадежности.
И вот обращаюсь к Тебе, Сын Бога Живого, Христос,
Благословляемый всеми!
Особенно сходна притча одна с этой мольбою моей
И
вновь подтверждает все то, о чем выше писал я.
«Лучше, - говорит некий
мудрец блаженный, - впасть в руки Господа,
Но не в руки человеческие, ибо
каково Величие Его,
Таково и милосердие его [к нам].
И слова эти, хоть
относились к Давиду,
Коему предложены были три Господних удара,
И выбрал
он сам доброй волей своей приговор гибели смертной -
Надеясь, что верой в
пришествие Христа он останется жить, -
Но не два других, более легких, кои
терзают, но не милуют;
Однако коли реченный пример соотнесу я
К ищущей
пути выжить душе моей гиблой,
То не исказит это истины.
Ведь я не унижаю
спасшихся,
[О коих речь] в песнопениях сих скорбных,
Без коих не предстать
мне пред Господом,
Но венчаю я [лишь] Имя Спасителя,
И прославляю благость
его ко всем,
И воздаю должное тем, кто жизнью своей воспарил над всеми,
И
в речениях своих умоляю о тех, кто жаждет елея милосердия!
4
И вот
Ты Жизнь, Ты Спасение, Ты Исцеление Ты Бессмертие,
Ты Блаженство, Ты
Просвещение, дай мне покой от мучения грехов,
Дабы и Тебе было отдохновение
от сетований вечных, от докуки неотступной мольбы!
Ведь довольствуешься Ты только спасением человека,
Благословенный вовеки. Аминь!
[Григор Нарекаци] | [Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
© 2009, Библиотека «Вехи»