[Н.О.Лосский] | [«История русской философии» - Оглавление] |  [Библиотека «Вехи»]

 

Н.О.ЛОССКИЙ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Глава XI
РУССКИЕ ПЕРСОНАЛИСТЫ

1. А. А. КОЗЛОВ

Философские учения А. А. Козлова, Л. М. Лопатина, Н. В. Бугаева, Е. А. Боброва, П. Астафьева, С. А. Алексеева (Аскольдова) и Н. О. Лосского являются персоналистически-ми. Все они в большей или меньшей степени испытали влия­ние монадологии Лейбница.

Алексей Александрович Козлов (1831 —1901) был неза­конным сыном помещика Пушкина и крепостной крестьянки. Он получил образование в Московском университете (1850— 1856). В молодости пережил период увлечения социализмом Фурье и Леру и относился с сочувствием к этому движению до конца своих дней. Он был материалистом с позитивистской тенденцией и не проявлял никакого интереса к философии. Во время управления поместьем зятя, в возрасте около соро­ка лет, он прочел книгу Фрауенштедта (Frauenstadt) о Шо­пенгауэре. Этот философ, а также Е. Гартман оказали на Козлова большое влияние и пробудили в нем интерес к фило­софии. Он издавал философские работы и с 1876 по 1886 г. был профессором Киевского университета. После кровоиз­лияния в мозг и последовавшего за ним паралича Козлов был вынужден выйти в отставку. Он обосновался в Петер­бурге и продолжал заниматься философией.

Система Козлова близка системе последователя Лейб­ница Тейхмюллера (Teichmuller) (1832—1888), бывшего одно время профессором Дерптского университета.

Основная работа Козлова «Свое слово» состоит из пяти выпусков (1888—1898). Автор проводит различие между понятиями сознания и познания. Например, перцепция красно­го цвета, до тех пор пока она ни с чем не соединена и, следо­вательно, не может быть выражена в словах, принадлежит к области сознания. Она становится знанием лишь после сопоставления с другими содержаниями сознания и отделе­ния от них. Козлов устанавливает понятие бытия на основе самонаблюдения и определяет его следующим образом: «Бы­тие есть понятие, содержание которого состоит из знания о нашей субстанции, ее деятельности и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу» (53).

Это бытие является духовной субстанцией. Сходство меж­ду представлением о нашем теле и представлением о других телах позволило нам полагать, что другие тела — символы других духовных субстанций. Материальные процессы су­ществуют только как наши представления, возникающие в нас в результате взаимодействия с другими духовными суб­станциями. В соответствии с этим учением о материи Козлов называет свою систему панпсихизмом.

Бытие имеет три стороны: субстанцию, ее деятельность и содержание этой деятельности. История философии свиде­тельствует о широком распространении односторонних фило­софских систем» которые не рассматривали все три стороны бытия. Так, например, философия Парменида рассматривает только субстанцию, а Фихте — только деятельность; грече­ский идеализм—только одно содержание деятельности» а Гегель рассматривал деятельность в связи с идеями, хотя и вне связи с субстанцией.

Подобно Тейхмюллеру, Козлов отрицал объективную ре­альность времени. Он считал, что бытие существует вне вре­мени: геологические периоды, вся история человечества сосу­ществуют как завершенное целое. Однако только бесконеч­ное сознание Бога созерцает эту систему вне времени. Вслед­ствие нашего ограниченного сознания мы развиваем пред­ставление об особых средствах координации явлений в мире в соответствии с идеей порядка — «прежде, теперь, после». В этой системе прошлое и будущее взаимообусловливают друг друга. Будущее зависит от прошлого, а прошлое — от будущего, т. е. причинное и телеологическое понимание этих звеньев дополняют друг друга. Время рассматривается нами как бесконечное и бесконечно делимое. Именно по этой при­чине человек не может считать его объективно реальным. Если, например, минута была бы объективно реальной, а сле­довательно, бесконечно делимой, то она содержала бы дан­ную осуществленную бесконечность, т. е. вычисленную бесконечность, что является противоречием. Опираясь на свое учение о времени, Козлов подверг критике парадоксы Зенона.
Вместе
с тем Козлов рассматривал пространство не  как объективное реальное, а как субъективное представление о порядке нашего взаимодействия с другими духовными субстанциями (например, когда мы говорим о нашем переезде из Москвы  в Петербург).

Образ нашего тела — это представление нашего внутрен­него взаимодействия, которое мы развиваем по отношению к другим духовным субстанциям, монадам, менее развитым, чем наше я и наши органы. Смерть — это  прекращение нашего взаимодействия с этими монадами. Однако, вероятно, осле смерти наше я вступает во взаимодействие с другими духовными субстанциями и создает себе новое тело в соответствии со степенью своего развития. Это учение о перевоплощении  Козлов  развивает в  пятом  выпуске «Своего слова» (132).

Мировой строй являет собой систему растущей сложности и интенсивности взаимодействия духовных субстанций, кото-стремятся к близости Богу, верховной субстанции, тело которого весь мир.

Большой интерес представляет собой статья Козлова «Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтоло­гическом доказательстве» («Вопросы философии и психоло­гии», XXIX и XXX). В этой статье Козлов утверждает, что Бог — это существо, которое мы осознаем так же непосред­ственно, как свое собственное я. Однако, опираясь на это осознание Бога, весьма трудно достичь правильного познания Бога, выражающегося в понятии. Идя этим путем, человече­ство совершает различные ошибки, например, сознавая силу как один из атрибутов Бога, человек обожествляет крокодила.

Обозревая различные течения русской общественной жиз­ни, Козлов высмеял сентиментальное отношение народников к крестьянству[1].

 

2. Л. М. ЛОПАТИН.

Лев Михайлович Лопатин (1855—1920) был профессором Московского университета, а после смерти Грота стал редактором журнала «Вопросы философии и психологии». В своей основной работе «Положительные задачи философии» в ряде других статей Лопатин развил крайне интересные мысли о субстанциальности сознающего я и понятия причинности. Он понимает мир как единый организм, центром которого является единственное абсолютное — Бог, творящий множе­ственность существ мира. Для познания природы существ мира Лопатин обращается к внутреннему опыту человека. Основные положения Лопатина о материи изложены в наибо­лее концентрированной и удовлетворительной форме в его статье "Понятие о душе по данным внутреннего опыта"[2]. По мнению Лопатина, проявления психической жизни изме­няются каждую секунду: все, что происходит во времени, носит характер «непрерывного исчезновения»2. Однако я, которое переживает психические процессы, остается идентич­ным самому себе, ибо оно является сверхвременной субстанцией. Если бы не было субстанций, мир был бы расколот на несколько кратковременных миров, не связанных друг с другом. Субстанция лежит в основе явлений, поэтому она не может исчезнуть и переходит в дальнейшие процессы, связанные реальными связями, как, например, причинная за­висимость, которую Лопатин понимает как сотворение явле­ний сверхвременными субъектами. Большой интерес пред­ставляют идеи Лопатина о том, что «сознание реальности времени является наиболее очевидным, точным и неоспори­мым доказательством сверхвременной природы нашего я... время не может быть наблюдаемо и понято тем, что само по себе временно... Сознание времени есть субстанциальная функция души» (288).

Увидеть я как субстанцию отдельно от физических процес­сов трудно. Лопатин старается развить в себе способность к наблюдению указанием, например, на такие процессы, как сравнение двух объектов. Такое сравнение было бы невоз­можным без я, стоящего выше двух перцепций и сопостав­ляющего их. Лопатин считал, что Соловьев ошибался, отри­цая данные в опыте я. Он полагал, что эта ошибка была следствием того, что такие философы, как Соловьев, вообра­зили, будто субстанция трансцендентальна процессу. Однако в действительности субстанция и процесс, который она тво­рит, составляют одно неразрывное целое, в котором одной стороной является сверхвременная субстанция, а другой — временный процесс. Субстанция стоит выше времени, следо-
вательно, она
вечна. Разрушение субстанции немыслимо, ибо разрушение является прекращением существования во времени.

Таким образом, временные процессы возможны только как творение сверхвременной субстанции. Поэтому, наблюдая материальные процессы во внешнем  мире, мы должны допустить, что их основу  составляют сверхвременные субстанции. Более того, по мнению  Лопатина, следует допустить, что, кроме материальных внешних проявлений этих субстанций, имеются  и внутренние, т. е. психическая жизнь. Они — монады Лейбница[3].

В изданных литографским способом лекциях Лопатина по  психологии найти предположение, указанное неза­висимо от Бергсона, что возбуждение чувственных органовесть не причина, определяющая содержание перцепции, а лишь условие для осознания объекта. Эта идея была высказана еще Шеллингом в "System der transcendentalen Idealismus" («Система трансцендентального идеализма», Собра­ние сочинений, т. III, стр. 497)[4].

 

3. Н. В. БУГАЕВ, П. АСТАФЬЕВ, Е. А. БОБРОВ

Н. В. Бугаев (1837—1902) —профессор математики Московского университета» отец известного поэта Андрея Белого.

Бугаев написал статью «Основные начала эволюционной монадологии»[5]. По его учению, прошлое не исчезает, а на­копляется (36), а поэтому любая монада и весь мир все больше и больше совершенствуются. Совершенствование состоит в росте сложности духовной жизни и развитии миро­вой гармонии. «Основа жизни и деятельности монады — этическая: совершенствоваться и совершенствовать других» (37). Деятельность монад имеет конечной целью «преобра­зовать мир» и «превратить его в художественное здание» (41),
П. Астафьев (1846—1893) и Е. А. Бобров (1867—1933) были сторонниками учения о бытии как монаде, т. е. духов­ной субстанции[6].

 

[Н.О.Лосский] | [«История русской философии» - Оглавление] |  [Библиотека «Вехи»]

ã 2002, Библиотека «Вехи»



[1] Основные работы Козлова (помимо упомянутых выше): Философские этюды, ч. 1, 1876; Философия как наука» 1887; см. также С. А. А с к о л ь д о в, А. А. Козлов, 1912.

[2] «Вопросы философии и психологии», XXXII, 1896. Там же, стр. 270.

[3] Одна из статей Лопатина называется «Спиритуализм, как психологическая гипотеза», «Вопросы философии и психологии», XXXVIII, 1897.

[4] Основные работы Лопатина: Положительные задачи философии, т. I, 1886 (издание 2 в 1911 г. ); т. II, 1891; также сборник статей в честь Лопатина, 1911.

[5] «Вопросы философии и психологии», 1893.

[6] См. П. Астафьев, Воля в знании и воля в вере, М., 1893; Е. А. Бобров, О понятии бытия, Казань, 1898. Мы будем анализировать деятельность С. М. Алексеева (Аскольдова) и Н. О. Лосского там, где будем говорить о религиозной философии XX в.