Владимир Сергеевич Соловьев

 

 

 

 

 


    Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Род Вл.Соловьева еще в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестянства, но затем перешел в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжал линию отцов, обратившись к научной деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.
     Со стороны матери Поликсены Владимировны Вл.Соловьев принадлежал к украинско-польской фамилии, имея в числе предков своих замечательного мыслителя XVIII в. Г.С.Сковороду  (1722—1794).
     Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Отец Вл. Соловьева отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей "Истории России с древнейших времен» (1851 -1879), и таких томов он издал двадцать девять. В его семье все было подчинено строгим правилам, которые и обеспечивали для С. М, Соловьева его необычайную научную продуктивность в течение всей жизни. Его «История России» современными историками расценивается весьма высоко. В молодости он слушал Ф. Гизо и Ж. Мишле, исторический процесс понимал весьма органически, сделал большой вклад в историю развития русской государственности, был настроен прогрессивно и либерально, имел среди своих учеников таких, как В. О. Ключевский. 
     Средние образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьева и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Всем известно, что Вл. Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета Вл. Соловьев зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца(1). Хотя, вообще говоря, С. М. Соловьев был настроен достаточно либерально, чтобы насильственно внедрять религию в своих детей. К чтению Вл. Соловьевым тогдашней вольнодумной литературы он относился вполне спокойно, считая это болезнью роста своего сына. Что же касается значительного либерализма в семье С. М. Соловьева, то об этом достаточно говорит, например, такой факт, как возмущение и отца и сына по поводу известия в 1864 г. о ссылке Чернышевского на каторгу. 11-летний Вл. Соловьев уже тогда счел это большой несправедливостью в отношении уважаемого писателя и философа. Факт этот ярко свидетельствует о том, насколько ярко и глубоко и насколько давно, почти в детстве, залегали корни соловьевского либерализма, принесшие в дальнейшем весьма значительные плоды.
     Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьев поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки. Вл. Соловьев увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но достаточно было ему только провалиться на каким-то экзамене на II курсе физико-математичсского факультета, чтобы он тут же перешел на историко-филологический факультет того же университета и с еще большим рвением приступил к изучению чисто философских наук.
     О том, с какой страстностью Вл. Соловьев стал овладевать философией и знакомиться с такими прежними властителями умов, как Хомяков, Шеллинг и Гегель (впрочем, не без интереса к Канту и Фихте), об этом свидетельствует тот, например, факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г.
     Между прочим, имеются некоторые сведения о пребывании Вл. Соловьева в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя в промежутке между окончанием университета и защитой магистерской диссертации. Хотя Вл. Соловьев в течение этого года и проживал в Сергиевом Посаде (теперешнем Загорске), где помещалась Московская духовная академия, но из свидетельств бывших его однокашников по учебному году видно, что лекции Вл. Соловьев почти не посещал, со студентами Академии знакомств не заводил, жил в предоставленной ему комнате крайне уединенно, к окружающим относился достаточно свысока, и по всему видно, что серьезного влияния Духовная академия на него не оказала. И не трудно догадаться почему. Вл. Соловьев потратил этот год на подготовку к магистерскому диспуту, был слишком углублен в создание собственных философских и богословских концепций, чтобы чему-нибудь существенному поучиться у тогдашних профессоров Академии, проводивших, конечно, традиционную официальную богословскую линию, далекую от его уже тогда создававшейся сложной философской системы.
     Написание и защиту диссертации 21-летним молодым человеком надо считать чем-то удивительным и поразительным даже для тех времен, когда диссертации хотя и содержали всего несколько десятков страниц и почти не имели научного аппарата, но зато должны были опираться на твердо обоснованную собственную теорию. Эта работа молодого Соловьева ярко свидетельствует о необычайном напоре, а также о простоте и ясности его философского мышления, о его убедительности и очевидности, соперничавших с его глубиной и широтой исторического горизонта.
     В июне 1876 г. Вл. Соловьев приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москну и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. Но игравший в Петербургском университете основную роль М. И. Владиславлев, который раньше столь положительно оценил магистерскую диссертацию Вл. Соловьева, стал теперь относиться к нему довольно холодно, так что Вл. Соловьев оставался на должности доцента, но не профессора.
     В 1881 г. преподавательская деятельность Вл. Соловьева навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 г.. в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Вл. Соловьева был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.
     Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной ухода Вл. Солольева из университета. Однако ради соблюдения исторической точности необходимо сказать, что в несколько более ранней публичной лекции, от 13 марта того же года, Вл. Соловьев энергично протестовал против всякого революционного насилия (См. 3, 417—421) (2). После прочтения лекции от 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать Вл. Соловьева. Министр внутренних дел - М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную закиску, в которой указывал на нецелесообразность наказания Вл. Соловьева ввиду его всем известной глубокий религиозности и ввиду того, что он сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета С. М. Соловьева. Александр III счел Вл. Соловьева «чистейшим психопатом», удивляясь, откуда у "милейшего" его отца, С. М. Соловьева, такой сын, которого К. П. Победоносцев именовал "безумным" (3). И дело осталось без серьезных последствий.
     Все же из университета Вл. Соловьеву пришлось уйти, хотя его никто не увольнял. Да и ушел он, как можно думать, не столько из-за шумихи по поводу его лекции, сколько потому, что весьма не любил преподавание с его принудительными моментами вроде лекционных программ, расписания лекций, студенческих экзаменов, ученых советов, отчетов и т. д. Несмотря на обширные философские знании и редкую научную выучку, Вл. Соловьев чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно. На этих свободных от казенных форм путях деятельности Вл. Соловьев целиком отдается написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. Он задумывает трехтомный труд в защиту католицизма, но но разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трех томов вышла в 1886 г. работа "История и будущность теократии", а в 1889 г., уже на французском языке, в Париже, "Россия и вселенская церковь". В связи с этим в области богословия у Вл. Соловьева появилось много врагов и неприятностей, вплоть до запрещения ему печатать труды на церковные темы. Но опять-таки и здесь Вл. Соловьев нашел для себя выход. Глубокий ум и широкая натура философа обеспечили ему работу не менее интересную, чем богословие, а именно работу литературно-критическую и эстетическую. Впрочем, в последние годы своей жизни и особенно с 1895 г. он возвращается к философии.
     Вл. Соловьев был "бездомный" человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и, как мы сказали выше, живал большей частью в имениях своих друзей или за границей. К концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 г., он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда кн. Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Вл. Соловьева, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Вл. Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.
     Так безвременно оборвалась жизнь человека, которому едва было 47 лет и который отличался небывалой силой философской мысли, небывалым владением мировой философией и напряженной духовной жизнью.

А.Ф.Лосев

_________________

1 См.: Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения Изд. 2 СПб., 1904. С. 17-18.

2 Здесь и далее сочинения Вл. Соловьева приводятся по изд.: Собр. соч, Владимира Сергеевича Соловьева, 2-е изд. СПб., 1911—1914. Курсивом обозначается том, следующей цифрой - страницы.

3 См.: К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. М.; Пг,, 1923. Т. 1 Полутом 2. С. 828, 938. Сведения о лекции Вл. Соловьева см. в изд.: Былое. 1906. Март. № 3 С. 48-55 (П. Щеголев); 1907. Март. № 3. С. 306-307 (Л.З. Слонимский); 1918. Апрель-май № 4-5. С. 330-336 (П. Щеголев)

 

СОЧИНЕНИЯ
Вл.С.Соловьева

ТРИ СИЛЫ

ЧТЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ


ОПРАВДАНИЕ ДОБРА
Нравственная философия

Духовные основы жизни

ОБ УПАДКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ

СМЫСЛ ЛЮБВИ

СУДЬБА ПУШКИНА

ОБЩИЙ СМЫСЛ ИСКУССТВА

ЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПУШКИНА

Буддистское настроение в поэзии

Памяти К.Н.Леонтьева

ТРИ РЕЧИ В ПАМЯТЬ ДОСТОЕВСКОГО

ЕВРЕЙСТВО И ХРИСТИАНСКИЙ ВОПРОС

Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии

ВЕЛИКИЙ СПОР И ХРИСТИАНСКАЯ ПОЛИТИКА

ЖИЗНЕННАЯ ДРАМА ПЛАТОНА

ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

МАГОМЕТ, ЕГО ЖИЗНЬ И РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ

НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ...
(Р а з с к а з ъ
)

РУССКАЯ ИДЕЯ

РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ТРИ РАЗГОВОРА
О ВОЙНЕ, ПРОГРЕССЕ,
И КОНЦЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ,
СО ВКЛЮЧЕНИЕМ КРАТКОЙ ПОВЕСТИ ОБ АНТИХРИСТЕ


Статьи и материалы 
о Вл.С.Соловьеве

Л.Лопатин
Памяти Вл.Соловьева

С.Н.Трубецкой
СМЕРТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА

Н.Я.Данилевский
Владимир Соловьев
о православии и католицизме


Свящ.Н.Колосов
Об исповедании В.С.Соловьева

П.Тихомировъ
Владимiр Сергѣевич Соловьевъ
(некролог)

Е.Н.Трубецкой
ЗНАКОМСТВО С СОЛОВЬЕВЫМ
Личность В.С.Соловьева
(глава I из книги "Миросозерцание В.С.Соловьева")
К вопросу о мировоззрении В.С.Соловьева (По поводу статьи Л.М.Лопатина)
В.С.Соловьев и Л.М.Лопатин

В.Г.Короленко
”Декларация” В.С.Соловьева
(К истории еврейского вопроса в русской печати)

В.В.Розанов
ПАМЯТИ ВЛ.СОЛОВЬЕВА
НА ПАНИХИДЕ ПО ВЛ.С.СОЛОВЬЕВЕ

П.И.Новгородцев
Идея права в философии В.С.Соловьева

Н.А.Макшеева
Воспоминания о В.С.Соловьеве

А.Белый
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  

Вяч.Иванов
О ЗНАЧЕНИИ ВЛ.СОЛОВЬЕВА В СУДЬБАХ НАШЕГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

А.Блок
РЫЦАРЬ-МОНАХ
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И НАШИ ДНИ

Н.А.Бердяев
ПРОБЛЕМА ВОСТОКА И ЗАПАДА В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ ВЛ.СОЛОВЬЕВА
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВЛ.СОЛОВЬЕВА
Владимир Соловьев и мы

Г.П.Федотов
Об антихристовом добре
[О "Трех разговорах" Вл.Соловьева]

Н.О.Лосский

 Владимир Соловьев
 [Глава VIII из книги "История русской философии"]

Л.Шестов

УМОЗРЕНИЕ И АПОКАЛИПСИС
(Религиозная философия Вл.Соловьева)

Д.Андреев
[О Владимире Соловьеве]

К.В.Мочульский
Владимир Соловьев. Жизнь и учение

А.Ф.Лосев
Творческий путь Владимира Соловьева

В.В.Бычков.
ЭСТЕТИКА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
Эстетические пророчества русского символизма

А.Мень
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ

Игумен Вениамин (Новик)
Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности (К столетию земной кончины В.С.Соловьёва)

Свящ.Георгий Чистяков
Эскизы к портрету и автопортрет Владимира Соловьева

Сергей Хоружий
Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя

А.П.Козырев
Парадоксы незавершенного трактата
[К публикации перевода французской рукописи Владимира Соловьева "София"]

А.В.Журавский
Ислам в религиозно-философской системе Владимира Соловьева

В.Бибихин
Две легенды, одно видение: инквзитор и антихрист

___

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

.